Чужого нам не надо
Китайцы покидают иркутские рынки
Создать в Иркутской области некоммерческую структуру по сотрудничеству с представителями иностранной рабочей силы — такое предложение было озвучено 25 января на «круглом столе» «Китай — Иркутская область: перспективы торговли и рынка труда в новых условиях». Автор инициативы — ООО «Международная информационная группа» (МИГ). Авторы идеи считают, что появление некоммерческого центра поможет легализации на территории области иностранной рабочей силы. Впрочем, сами граждане КНР не захотели «легализоваться» даже на «круглом столе». При обсуждении проблемы не присутствовали представители ни одного из трёх сообществ КНР. Впрочем, как и миграционной службы.
Как пояснил заместитель директора МИГа Вячеслав Пляскин, структуры, защищающие интересы иностранной рабочей силы, уже существуют в ряде городов Сибири и Дальнего Востока. К примеру, в Амурской области, Красноярском крае. Пляскин полагает, что некоммерческая организация должна быть создана при поддержке «всех заинтересованных сторон» и на договорных условиях сотрудничать с представителями иностранной рабочей силы. И прежде всего — китайской. Стоит отметить, что Международная информационная группа — правопреемник Российско-китайского информационного центра, который с 2003 года специализируется на решении проблем диаспоры КНР на территории Восточной Сибири.
Однако пока МИГу не удалось привлечь к открытой дискуссии представителей китайских сообществ в Иркутске. Зато своё мнение публично высказали представители бизнеса. «Однобоким» назвал федеральный закон директор ТЦ «Четыре сезона» и рынка «Русиновский» Сергей Шигорин. «Если мы имеем дело с попыткой поддержать российского производителя, то это очень неуклюжая форма, — говорит он. — Закон попросту уничтожает конкуренцию на рынке». Несмотря на усилия законодателей, ожидаемого эффекта изменения не дадут, считает эксперт. Поскольку региональные производители не смогут заполнить рынок необходимым количеством товаров, продавцы начнут перекупать китайскую продукцию (что уже происходит). Однако теперь цены на неё будут на порядок выше. Покупателю придётся, помимо прочего, оплачивать и затраты на заработную плату российского продавца. «Китайский торговец готов работать за 3 тысячи рублей, — говорит Сергей Шигорин. — Русский менее чем за 10 тыс. работать не пойдёт. Естественно, что эти расходы будут закладываться в цену товара». В итоге покупатель получит всё тот же китайский пуховик, но подорожавший в несколько раз. По мнению экспертов, закон не будет способствовать и выводу из тени нелегальных торговцев. Новую схему работы граждане КНР уже начали реализовывать: они нанимают розничных продавцов из граждан России.
Эксперт считает, что резкое исключение представителей КНР с регионального торгового рынка нанесёт последнему ощутимый удар. Он приводит цифры: на торговой площади Павла Чекотова 60-65% торговых мест арендовано иностранными гражданами, в основном — приезжими из КНР. В целом же в компании «Фортуна» иностранцы работают на 10-15% арендуемых площадей.
По мнению руководителя мультилистинговой компании «Эмэлси» Александры Финкельштейн, ситуация с иностранцами — типичная ошибка федеральных законодателей. «Это очередная попытка решить проблему, которая родилась внутри Садового кольца, — говорит она. — Там основная проблема — торговая «мафия» Кавказа и Средней Азии, которая не пускает на столичные рынки отечественных торговцев. А каким образом этот закон отразится на других регионах, никто не подумал».
Александра Финкельштейн считает, что вслед за сферой торговли может пострадать и региональный строительный бизнес. «Любой бизнес стремится к оптимизации расходов. Китайские рабочие работоспособны и не требуют высокой оплаты. Если региональным строительным компаниям придётся отказаться от услуг китайских рабочих, можно ожидать, что темпы строительства сократятся в 2-3 раза», — прогнозирует она.
По информации Генерального консульства КНР в Хабаровске, с 15 января на родину отправляют тысячи граждан КНР. Основные опасения, которые высказывают торговцы, — непредсказуемость российского законодательства, которая может разрушить бизнес, создаваемый годами.
Впрочем, иркутские чиновники уверены, что ситуация подогревается искусственно. «Говорить о том, что граждане Китая не были предупреждены о введении в действие закона, нельзя, — говорит начальник отдела по связям с общественностью администрации г. Иркутска Галина Калугина. — Так, сообщество вьетнамцев в Иркутске заблаговременно разъяснило своим представителям, что необходимо переоформить документы. В Иркутске три китайских общества, но они ничего не сделали».
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, в 2006 году в регионе находилось около 100 тыс. иностранцев. 21,8 тыс. человек — представители Китая, 9,5 тыс. приехали из Узбекистана, 6,5 тыс. — из Таджикистана. В 2006 году миграционной службой выдано 7 тысяч 174 разрешения на трудовую деятельность. Более половины из них — китайцам. Жители КНР больше всего задействованы в строительстве. Их доля среди других иностранных граждан в этой сфере составляет 84%. По данным Роспотребнадзора, на рынках региона 16,5% работающих до настоящего момента составляли иностранцы. За две последние недели в миграционную службу было подано около 200 заявлений от иностранцев на право трудиться в Иркутской области.
26 января на региональном совете Иркутской области было принято решение о создании в муниципалитетах области межведомственных комиссий по вопросам миграции. Они появятся в первом квартале 2007 года и будут аккумулировать информацию по потребности в иностранной рабочей силе.