издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Деревянный заповедник

Исторический Иркутск поделят на зоны

До конца января в мэрию должен быть представлен проект охранных зон Иркутска. Городские чиновники заявляют, что документ определит «идеологию» застройки в центре Иркутска на ближайшие годы и станет первым шагом в решении проблемы сохранения исторической части города. Вопрос о том, скольким «резным домикам» придётся потесниться в пользу новой застройки, остаётся открытым. Но то, что Иркутску не удастся сохранить все 1,1 тыс. памятников, в мэрии заявляют определённо.

По словам главного архитектора Иркутска Евгения Третьякова, проект является одним из документов, без которых невозможно завершение работы над Генеральным планом Иркутска. Работа была заказана ОАО «Иркутскгражданпроект» для того, чтобы определиться с режимами градостроительной деятельности по центру Иркутска и сформировать проект планировки этой части города, поясняет Третьяков. «Проект зон охраны даст уточнённый перечень памятников и сформулирует идеологию застройки, — считает главный архитектор. — Это даже не выделение отдельных зон, штучных памятников, а концентрация их в большие исторические заповедные зоны и сохранение уже небольших фрагментов». Как сообщила «ВСП» начальник отдела разработки ген-планов ОАО «Иркутскгражданпроект» Екатерина Протасова, проект охранных зон должен быть представлен в мэрию до конца января.

Порядок выделения охранных зон города должен регулироваться Федеральным законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ», однако из-за отсутствия подзаконного акта эта норма закона не действует. И определение границ охранных зон сегодня отдано муниципалитетам. Федеральный закон гласит, что памятник, архитектурный ансамбль, достопримечательное место или историко-культурный заповедник должны иметь индивидуальную охранную зону, в которой запрещено строительство, за исключением того, что направлено на восстановление памятника и его окружения.

Границы зоны проходят в непосредственной близости от объекта и обычно совпадают с естественной планировкой городской среды: границами кварталов, «красными линиями» улиц, берегами рек. А вот к территории охранной зоны примыкают другие — зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта. В зоне регулирования застройки возможно строительство, но оно должно быть «вписано» в данную историческую часть города, чтобы не повредить уникальности самого памятника и прилегающей территории.

Есть и ещё одна особенность, не зафиксированная в федеральном законе, но уже применяемая на практике. Если несколько разных памятников находятся близко, но не связаны между собой, для них устанавливается так называемая «объединённая охранная зона». Обычно такие зоны появляются в историческом центре города, где памятники расположены «кучно». К примеру, в Санкт-Петербурге.

Евгений Третьяков рассказал, что комплексной картины охранных зон Иркутска последние пять лет не создавалось (в последний раз подобная работа была проведена в 80-х годах и выделена единая охранная зона). Но фрагментарные исследования всё же проводились. В 2001 году была сделана частичная корректировка опорного плана центральной части Иркутска. В 2005 — появился план по Глазковскому предместью, был создан фрагментарный план Знаменского. 2006 год стал завершающим в масштабной работе подготовки генплана, и тема комплексного проекта охранных зон появилась вновь.

Как сообщила «ВСП» один из разработчиков проекта Надежда Красная, проведённая работа позволит более точно определить так называемые «ценные фрагменты городской среды». Историческая застройка города разнообразна. В центре Иркутска нередки районы со сложной, плотной каменной и деревянной застройкой, а на периферии деревянные строения разрежены; кое-где преобладает смешанный тип строительства, а где-то можно увидеть одинокие старинные здания в окружении серии современных. Эта ситуация и подтолкнула «Иркутскгражданпроект» к концепции объединённых охранных зон Иркутска. Совокупная территория таких зон должна составить около 3% от территории города или 5% от застроенной его части (площадь — около 800 га). За пределами зон могут остаться отдельные памятники, которые, тем не менее, будут иметь индивидуальные охранные зоны. А каждый объединённый «островок» зодчества будет окружён ещё и зоной регулирования застройки.

По словам Евгения Третьякова, в рамках подготовки проекта проводилась точная картографическая привязка памятников к территории, составление подробных сведений о каждом объекте, формирование аннотированного каталога. Как сообщили «ВСП» в историко-культурной службе Центра по сохранению историко-культурного наследия, сегодня в Иркутске зарегистрировано 500 памятников, находящихся под государственной охраной (внесённых в Единый государственный реестр объектов культурного наследия), и 650 так называемых «вновь выявленных». Все находящиеся на госохране памятники делятся на объекты федерального, регионального и муниципального значения. В Иркутске из занесённых в реестр 500 памятников 65 относятся к объектам федерального значения.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ» предполагает, что для включения памятника в госреестр обязательно проведение историко-культурной экспертизы. А порядок её проведения должен устанавливаться правительством РФ, но до сих пор не принят. Поэтому 650 иркутских памятников выявлены, но не включены в госреестр. Решение о памятниках федерального значения принимается правительством РФ, а регионального и местного — законом субъекта РФ. Несмотря на то, что законодательно статус выявленных памятников не определён, все они находятся под госохраной, отмечают специалисты историко-культурной службы ЦСН.

Однако при создании проекта охранных зон Иркутска этот законодательный казус может создать проблемы. Принять решение о включении в охранные зоны всех 1,1 тыс. памятников — значит признать, что на 650 выявленных объектов должны распространяться нормы градостроительного регулирования. Между тем городские чиновники уверены, что такое количество памятников город просто не сможет «осилить» экономически. Поэтому целесообразно параллельно с историко-архитектурными исследованиями провести и экономический анализ ситуации. И рассмотреть возможность исключения, к примеру, рядовой застройки и ветхих объектов.

«Ряд зданий уже сегодня представляет реальную угрозу жизни человека, — говорит глава Правобережного округа Николай Хиценко. — К примеру, Курбатовские бани, застройка на Карла Либкнехта». В свою очередь специалисты «Иркутскгражданпроекта» предлагают решить проблему ветхих памятников за счёт привлечения эффективных собственников.

— Тема хозяйственного сохранения и тема сохранения духовного наследия — это две вещи, которые должны идти комплексно. Мы хотели бы, чтобы проект охранной зоны был сбалансированным, — считает Евгений Третьяков.

— Мэрия выступает за компромисс в этом вопросе: то, что является рядовой застройкой, должно уйти, уникальные памятники — остаться, — заявил вице-мэр Иркутска Игорь Бычков. — Мы предлагаем выявить в городе исторические участки, которые следует сохранить неизменными. Обсуждается и возможность переноса в эти зоны отдельных ценных объектов. Если мы возьмёмся за сохранение всех 1,1 тысячи памятников, мы не сохраним ни одного.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры