Без страховки
В своё время, лет этак десять-пятнадцать тому назад, в одной из корреспонденций я обмолвился, что, мол, Усть-Куту изрядно повезло. Повезло в том смысле, что в связи с сооружением магистрали века, после того, как смолкли фанфары и эхо забиваемых «серебряных костылей», здесь обосновалось немало интересных людей - увлечённых, талантливых, каковыми являются все романтики. Сегодня и слово-то это - «романтики» - как-то стушевалось, поблекло.
Что поделаешь, времена изменились, блажь из голов повыветрилась, хочешь не хочешь, а на землю нашу грешную спуститься пришлось: хватит, дескать, орёлики, полетали, повитали в облаках — и баста. Будет вам «за туманом и за запахом тайги» гоняться.
Вот и Роман Ваневский приехал сюда в то горячее время, когда маховик огромной стройки только-только начинал набирать обороты. Шёл год 1975-й. До этого Ваневскому довелось и в футбол поиграть профессионально, и цирковым артистом поработать. Думал, гадал ли, что именно здесь, в Усть-Куте, он по-настоящему откроет себя самого, создаст чуть ли не единственную в стране детско-юношескую школу циркового искусства — «Криц». Именно сами ребятишки придумали это название, перевернув смеха ради слово «цирк». Шутка пришлась по душе, как, впрочем, и всё, что связано с детищем Ваневского. Более 30 лет отдал Роман Николаевич любимому делу — воспитанию детей средствами циркового искусства. Сотни ребятишек прошли через студию и сохранили о ней самые добрые воспоминания. Студийцы часто гастролировали по районам Иркутской области, обслуживали мероприятия областного, российского и даже всесоюзного масштаба. Дебют на уровне российского слёта юных туристов-краеведов состоялся летом 1981 года. Всё свободное время участники слёта проводили у детской эстрады, где представляли своё искусство начинающие цирковые артисты под руководством Ваневского. Сам Роман Николаевич, человек разносторонне одарённый, выступил вместе с ребятами в жанрах фокусника, жонглёра, эквилибриста. Надо было видеть, как гордились своим руководителем юные дарования.
Одним из самых удачных проектов, реализованных Романом Ваневским в рамках студии, можно считать работу с воспитанниками Усть-Кутского детского дома. Десятки ребят обрели здесь своих друзей, открыли для себя радость постижения основ циркового искусства. Многие из них стали профессиональными артистами и до сих пор поддерживают связь со своим учителем.
Увы, педагогическая и творческая судьба Романа Ваневского складывалась не всегда гладко. Будучи человеком прямым и честным по характеру, он открыто говорил о недостатках в работе отдельных чиновников, чем вызывал к себе определённое отношение. К сожалению, неприязнь к нему самому переключалась и на всю студию, что во многом мешало творческой, продуктивной работе, связывало инициативу, не позволяло выйти на более высокие уровни представления ребячьих талантов. По твёрдому убеждению заслуженного учителя РФ Леонида Выговского, на таких преданных своему делу и детям талантливых педагогах, как Ваневский, и держится вся система дополнительного внешкольного образования, которая решает важные задачи воспитания подрастающих поколений, подчас не получая ни поддержки, ни должного внимания и финансирования. Многим просто невдомёк, считает Леонид Аполлонович, что рядом с ними работает неординарный человек, который не только оставит себя в своих учениках, но и помогает всем окружающим жить достойно.
Минувший, 2006-й, стал юбилейным для «Крица» — 30 лет! Знаю, как готовился к нему Роман Николаевич. Подумать только, чтобы выпустить красочный многостраничный буклет, посвящённый своему любимому детищу, руководитель детской цирковой школы продал свою машинёшку. К слову говоря, он и на реквизит для студии, и на поездки за пределы Усть-Кута тратил свои кровные. Но праздника не получилось. Сцену ДК речников для отчётного концерта «Крицу» не предоставили, на том, дескать, основании, что дети, занимающиеся в цирковой школе, не «их», не департамента по культуре, а отдела образования. В Усть-Куте, видно, принято делить ребятишек, как говорится, на «наших» и «чужих». Выручил местный музей истории и краеведения, где и прошла «торжественная» часть, была развёрнута выставка. Концерт, к которому с таким тщанием готовились, не состоялся…
Словом, устал Ваневский воевать с «ветряными мельницами», взял отпуск на год и с тяжёлым сердцем уехал в Иркутск: может быть, в областном центре найдётся место, «где оскорблённому есть чувству уголок». Понимал, что без него «Криц» развалится, слишком уж тяжёлую лямку придётся тянуть его заместителю. Знал и то, что вряд ли вернётся в Усть-Кут: атмосфера равнодушия кого угодно может выбить из седла…
Недавно он позвонил мне в редакцию: может, встретимся? Где же? Да на занятиях «Крица», говорит, в 76-й иркутской школе. Верный себе и своему призванию, Ваневский при активной поддержке директора школы Людмилы Леонидовны Тучковой «взялся за старое» — организовал студию циркового искусства. Это надо видеть, с каким желанием, удовольствием постигают ребята азы циркового искусства — жонглируют, ходят на руках, выполняют гимнастические упражнения. Надо сказать, что добрая молва о цирковой студии уже шагнула далеко за пределы микрорайона, где расположена школа. Две девчушки в сопровождении мамы приезжают аж из предместья Рабочее, есть ребята из Иркутска II. «Где же вы раньше были?» — говорят родители.
После занятий, когда опустел спортзал, завязалась беседа. Мне всё интересно: как принял Ваневского Иркутск, каким оказался дебют и почему именно «Криц»? Что это — продолжение усть-кутской школы, новая глава? Или вообще новая история? И ещё: не страшно ли начинать свою жизнь с белого листа? Ведь и возраст уже…
— Можно сказать и так: с белого листа. Но поверишь ли — никакого страха. Ведь это во мне живёт — цирк, ребятишки, этот азарт, с которым дети постигают тайны искусства, учатся владеть собой, своим телом. Ты видел их глаза: это же огромная радость — не только чувствовать свою причастность к цирковому искусству, но и самому пробовать свои силёнки. Название я решил сохранить — это ведь тоже лучшая, самая продуктивная часть моей жизни. К тому же всё, что наработано за минувшие десятилетия — опыт, методики, знание детской психологии, — всё это бесценный капитал.
— И всё-таки любопытно: ведь, казалось бы, всё, к чему стремится артист, педагог, тебе выпало с избытком. Признание, слава, уверенность, я бы даже сказал — триумф, вспомни гастроли по городам Украины, Польши. И вдруг такое решение: уехать из Усть-Кута, сняться с якоря…
— Ты говоришь — «уверенность». Вот её-то как раз и недоставало. Не склонен вдаваться в детали, скажу лишь, что главный импульс — обида. И чувство горечи. Юбилея я ждал, его ждали мои питомцы, их родители, да и многие из устькутян. А что вышло? Да что тут заламывать руки да плакаться в жилетку. Надеюсь, что в Иркутске атмосфера окажется более доброжелательной и не менее творческой: здесь у меня немало друзей, весьма неравнодушных к цирковому искусству, как, впрочем, и к тому, как воспитываются наши дети, кем вырастают.
— Перед тем как перебраться в Иркутск, ты побывал на родине, в Старом Самборе на западе Украины, завернул в Москву, где встретился с бывшим президентом СССР Горбачёвым. При каких обстоятельствах произошла эта встреча?
— Это не моя инициатива. Михаил Сергеевич принял нас по просьбе режиссёра Госкино Якова Назарова, который снимает фильм обо мне, грешном. И, что весьма любопытно, Горбачёв очень живо интересовался ситуацией, сложившей в Усть-Куте вокруг «Крица». Оказалось, что Михаил Сергеевич хорошо помнит нашу с ним предыдущую встречу лет 6-8 назад, когда он уже отошёл от большой политики, оставив за собой руководство фондом его имени. Тогда он здорово помог цирковой школе: на средства, выделенные им, мы, студийцы, сумели совершить зарубежную поездку, в частности в Германию и Польшу, приобрести инвентарь. Когда я ввёл Горбачёва в курс дела, он с возмущением отозвался о чиновниках, способных загубить самое доброе дело. Ведь речь идёт о воспитании будущих граждан России. Вместо десяти минут, которые отводились по протоколу на беседу, он уделил разговору около часа!
Интересуюсь, как устроился Роман Николаевич с жильём, какие планы вынашивает.
— При содействии того же Леонида Аполлоновича Выговского выделили мне комнатку в общежитии лицея в Юбилейном. Спасибо ему — есть теперь и крыша над головой. А что касается планов, то здесь, как говорится, всё в ажуре. Цирковая студия становится на ноги. У меня появились помощники — люди деятельные, инициативные, любящие ребятишек. Да, вот ещё — надумали мы с директором школы к Дню Победы спектакль поставить по пьесе Симонова «Русские люди».
— Так ты ещё и артист?
— Приходилось играть на любительской сцене в Курске. Правда, недолго, но театр я всегда любил и люблю. В спектакле примут участие педагоги 76-й школы. Я буду играть отрицательного героя, немецкого нациста. Думаю, что творческая удача не обойдёт стороной.
Небольшой, но очень красноречивый штрих. А на днях включаю «Утреннюю почту» и что вижу! В студию входит — глазам своим не верю — мой добрый друг Роман Ваневский, поздравляет всех нас, зрителей, с наступившим новым годом, Рождеством и снимает свою знаменитую, видавшую виды шляпу. И, заразительно улыбаясь, начинает показывать один из своих коронных номеров. Из шляпы, которую он только что продемонстрировал и мы убедились, что в ней ничегошеньки нет, фокусник вынул несметное количество разноцветных лент и ёлочных гирлянд — целый ворох! Восторгу ведущих программы не было границ. Роман сделал всем ручкой и исчез. Я посмотрел на часы: 8.30 утра. Набираю номер мобильника Ваневского.
— Ну ты даёшь, Роман Николаевич. Ничего не скажешь, талант!
— Такой уж я редиска, — со смехом ответил Ваневский. — А что, в самом деле неплохо?