Пенальти турбизнесу
Реакция туристической общественности Байкальского региона на внесение поправок в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» приняла форму общественного протеста. В четверг около 30 представителей небольших туристических компаний области вышли на митинг возле памятника Александру III, где заявили, что принятие закона может привести к закрытию ряда турфирм или к уходу их в тень.
Пправки в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были приняты во втором чтении 15 декабря. Разработанный по инициативе Ростуризма документ вводит понятие финансовой гарантии, которая должна обеспечить возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператора перед потребителями. Для компаний, работающих в сфере выездного международного туризма, размер гарантии составляет 10 млн. рублей, для тех, кто работает внутри России, — 500 тыс. рублей. Эти цифры и вызвали протест иркутских участников рынка.
В ходе второго чтения законопроекта размер фингарантий для тех, кто работает на внутреннем рынке, был уменьшен в два раза. Сейчас основная интрига развернулась вокруг того, каким будет размер гарантий для тех, кто принимает иностранцев. По информации одного из наших собеседников, профильный комитет Госдумы предлагает установить фингарантии в сумме 10 млн. рублей. Рассматривается возможность возвращения законопроекта во второе чтение, чтобы внести такую поправку. Сам же закон должен вступить в силу через три месяца после принятия.
Митинги против новой редакции закона уже прошли в Хабаровске, Горноалтайске, Барнауле, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Москве. Иркутский продолжался около часа, он собрал представителей небольших туристических компаний, которые выстроились возле памятника императору с транспарантами. Представителей областного департамента по туризму среди них не было, хотя, как заверил один из организаторов митинга, «они разделяют точку зрения» региональных участников туррынка.
Новая редакция закона преследует благие цели — повышение качества обслуживания туристов, защиту прав потребителей, прозрачность бизнеса, рост капитализации туррынка. Но, как отметил председатель правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма Сергей Перевозников, принятие закона в таком виде приведёт к монополизации рынка, росту цен и снижению качества услуг. «Ведь суммы фингарантий окажутся непосильными для большей части игроков туристического рынка», — сказал он. В совместном обращении туристической общественности Байкальского региона, распространённом в декабре, говорится, что в режиме туроператора смогут функционировать не более 15 региональных туркомпаний. В то время как сейчас в Иркутской области работает 98 туроператоров и 147 турагентств. Наряду с россиянами они принимают иностранцев.
Согласно закону, деньги на обеспечение фингарантий должны храниться на депозитном счёте в банке. «Средства, которые можно было бы направить на развитие компании, будут изъяты из оборота», — пояснил заместитель директора туристической компании «Байкал-Комплекс» Евгений Луцкий. А это может привести к закрытию компаний, уходу их в тень или к поиску нелегальных способов существования. «Если закон примут, нам придётся уйти из туроператорской деятельности», — заявил «Конкуренту» один из участников митинга, директор туристической компании «Русский мир» Владимир Квашнин.
Больше всего пострадают предприниматели, которые имеют туристический бизнес на Ольхоне. «Я не знаю ни одной компании на острове, которая бы соответствовала заявленным в законе условиям, — отметил Владимир Квашнин. — Нужно будет либо полностью перестраивать существующую на острове систему, либо возвращаться к массовой ловле рыбы».
«Конкуренту» удалось связаться с представителями турбизнеса, которые имеют свои объекты в Ольхонском районе. Генеральный директор туристической компании «Альфа-тур» Марина Григорьева предположила, что небольшие компании будут вынуждены исчезнуть или могут работать под финансовые гарантии более крупных, отдавая им определённую маржу. «При этом одна из основных задач законодательного нововведения — повышение качества услуг — так и не будет достигнута», — полагает она. Хозяйка «Усадьбы Набаймар» Марина Пикова, считает, что Ольхон, где в последние годы интенсивно строятся турбазы, может вновь вернуться к «дикому» туризму. «Что такое «дикий» туризм? Это горы мусора», — рассказала женщина, которая не понаслышке знает о том, что оставляют за собой туристы. Нынешним летом она вывезла с острова несколько КАМАЗов мусора.
«В целом поток туристов в Иркутскую область может сократиться минимум на треть, или более чем на 100 тыс. человек, а сопутствующие туризму отрасли — транспорт, гостиницы, общественное питание, торговля и сфера развлечений — могут недополучить как минимум 1 млрд. рублей», — заявляли участники митинга. Они опасаются, что в случае принятия закона Иркутской области грозит туристический вакуум, который операторы из других российских регионов, а также из Китая, Кореи и Монголии смогут заполнить не сразу. Возмущает профессиональных участников рынка и то, что «плоды их труда придётся отдать третьим лицам». Митингующие отметили, что есть альтернативные решения проблемы, и они уже предложены Ростуризму: например, страхование отдельных туров и туристов. Но инициаторы законопроекта не хотят их рассматривать, говорит Владимир Квашнин. Поскольку, по его мнению, закон был разработан с определённой целью — в интересах крупных компаний.
В заключение митинга были озвучены результаты опроса, проведённого во время акции общественного протеста. Любой желающий мог проголосовать «за» или «против» новой редакции закона при помощи мяча, забитого хоккейной клюшкой в одни из ворот. «Со счётом 53:10 новая редакция закона не прошла», — сообщил Сергей Перевозников. Так проголосовали иркутяне, Государственная Дума отложила рассмотрение закона в окончательном чтении до 17 января.
По мнению эксперта по туризму Вадима Копылова, митинги не повлияют непосредственно на позицию депутатов Государственной Думы. «Скорее они сформируют мнение крупных общественных организаций, объединяющих бизнес-структуры, которые имеют влияние на народных избранников. В их числе такие авторитетные, как Российский союз туриндустрии, Межрегиональная общественная организация Московская ассоциация предпринимателей, Российский союз предпринимателей (РСПП), Деловая Россия, Опора России, которые уже озвучили негативное отношение к новому механизму реализации закона», — подчеркнул он.