Округ в нагрузку
Может получить иркутский губернатор
В четверг вступил в действие федеральный конституционный закон об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО). В Госдуме закон был возвращён из третьего чтения ко второму, чтобы в том числе внести поправку — губернатор Иркутской области получил возможность совмещать свои полномочия с полномочиями исполняющего обязанности главы округа до дня образования нового субъекта федерации, что отличает этот ФКЗ от других объединительных законов. Формально у президента остаётся право назначить исполняющего обязанности главы УОБАО, но эксперты полагают: норма написана для того, чтобы ею воспользоваться.
Президент подписал ФКЗ 30 декабря. Согласно закону Владимир Путин может выбрать один из двух вариантов: или назначить временно исполняющего обязанности на срок до образования нового субъекта, или же возложить эти полномочия на губернатора Иркутской области. Объединённый регион считается образованным с 1 января 2008 года, при этом переходный период должен завершиться не позднее 1 января 2009 года.
Вчера в пресс-службе администрации УОБАО «Конкуренту» сообщили, что указ президента о сложении Валерием Малеевым своих полномочий до сих пор не подписан. Считается, что Малеев приступил к исполнению полномочий депутата Госдумы 8 октября 2006 года, однако до сих пор его кресло в федеральном парламенте свободно. Это прецедент, так как ни один парламентарий Госдумы до этого столь долго не прощался с прежней должностью.
Новосибирский политолог Алексей Мазур называет сложившуюся ситуацию «явным нарушением Малеевым «неписаных правил поведения номенклатуры». Впрочем, по неофициальной информации, Валерий Малеев заявление подал давно, а долгие парламентские каникулы ему подарил президент, медлящий с указом. Глава государства обязан в 14-дневный срок после освобождения Малеевым кресла усть-ордынского губернатора назначить нового исполняющего обязанности либо передать эти полномочия главе Иркутской области. Ещё в ноябре появилась информация о том, что президенту на рассмотрение были представлены две кандидатуры — помощника губернатора Иркутской области Александра Ведерникова и главного федерального инспектора по Томской области Николая Холодова. Позже появилась ещё одна кандидатура — нынешнего исполняющего обязанности главы округа Анатолия Табинаева. Однако имя нового «рулевого» УОБАО так и не было названо. Вместо этого в ФКЗ появилась строчка о том, что губернатор Иркутской области имеет право совмещать две должности на переходный период. Подобного нет ни в одном из ФКЗ других объединяющихся субъектов.
«Раз в закон внесена такая норма, то сделано это для того, чтобы ею воспользоваться», — считает Алексей Мазур. Один из возможных резонов для внесения поправки в ФКЗ — уход Валерия Малеева в Государственную Думу, говорит он. «Во многом сохранение переходного периода объяснялось нежеланием «трогать» глав объединяемых регионов — мол, пусть досидят до конца срока. А Малеев покинул пост», — рассуждает эксперт.
Алексей Мазур полагает, что объединение функций двух глав в одном лице может быть удобно для региональной управленческой элиты Усть-Орды, так как это позволит «обращаться к губернатору Иркутской области напрямую». «Хотя рано или поздно это приведёт к «размыванию» единого усть-ордынского лобби», — отмечает политолог. Алексей Мазур не рискнул спрогнозировать действия Александра Тишанина в части назначения «главного по Усть-Орде». Он отмечает, что иркутский губернатор «нередко принимает неожиданные решения, в том числе и кадровые». По мнению политолога Олега Воронина, передача усть-ордынских полномочий губернатору ни к чему хорошему не приведёт. «Если ранее в УОБАО сидел менеджер, то теперь вообще никого не будет», — считает он.
Однако ряд экспертов высказывают мнение, что совмещение полномочий губернатора и исполняющего обязанности главы УОБАО одним лицом вряд ли возможно по причине противоречия этой нормы Бюджетному кодексу РФ. Согласно БК губернатор одного субъекта не может распоряжаться бюджетом другого. Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин не согласен с этим утверждением. Он заявил корреспонденту «Конкурента», что при условии назначения указом президента иркутского губернатора исполняющим обязанности главы УОБАО у него появляется право распоряжения бюджетными средствами округа. «Нужно помнить об иерархии нормативных актов России, — добавляет старший партнёр адвокатского бюро «Легат» Вячеслав Плахотнюк. — Федеральные конституционные законы имеют высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам, к коим относится и Бюджетный кодекс».