Воспоминания о детстве
О выставке «Когда ёлка пахла мандаринами», открывшейся в музейной студии областного краеведческого музея, заведующая методико-информационным отделом Эмилия Муценек рассказывает как о чуде - сказке, приходившей на протяжении всего ХХ века в канун Нового года к детям и взрослым.
По поздравительным открыткам, фотографиям, вещам, представленным на выставке из собраний музея и частных коллекций, можно проследить, как менялся Иркутск и люди на протяжении столетия, как менялись атрибуты новогодних праздников. Первая фотография, показанная здесь, относится к 1924 году. На ней изображено сердце города — Тихвинская площадь. Представлены первые фотоаппараты, которыми был сделан этот снимок и множество других фотографий.
Шло время. Менялись игрушки, открытки и фотоаппараты. Обращает на себя внимание фотография трёхлетней девочки Тани Бочкарёвой, которую снимал в 1954 году корреспондент журнала «Огонёк», имя которого, к сожалению, не сохранилось. Фотография, названная автором «Мама, дай мандарин», была помещена в популярнейшем в то время журнале и обошла всю страну. Показаны в этом разделе выставки и фотоаппараты, распространённые в 50-60-е годы.
Чем дальше, тем интереснее становятся праздники Нового года для наших сограждан. Об этом можно судить по фотографиям 70-х годов. В Иркутске появляются огромные ледяные фигуры, которые были прообразами современных ледяных городков. На снимке изображён огромный, пятиметровый Дед Мороз, на фоне которого любили фотографироваться иркутяне. Подарки для детей состояли из мандарина, яблока, шоколадки «Алёнка», россыпи конфет. Упакованы эти лакомства пока ещё в простые кульки.
На выставке помещён снимок, повествующий о времени начала восстановления собора Богоявления. Сделан он со стороны Спасской церкви. Рядом кадры заснеженного Иркутска другого времени — это 80-е годы. Время, когда непросто было накрыть праздничный стол. Тем не менее на нём стоит традиционное шампанское, которое приходилось доставать. И, конечно, мандарины, за которыми стояли в очередях, забывая о холоде, потому что дети верили, что Дед Мороз обязательно подарит им это солнечное чудо. Рассказ идёт о времени, когда в моду вошли свечи, горделиво стоявшие на столах в самых разных по форме подсвечниках.
Незаметно традиционные фотоаппараты сменили полароиды — моментальные снимки были очень популярны. За ними последовали «Олимпусы», называемые в народе «мыльницами». (Цифровой аппарат не выставлен, музейщикам он нужен для работы). В 90-е годы ещё не было страшных масок и пугающих костюмов, на новогодние карнавалы детишки наряжались героями русских народных сказок. В этом разделе выставки можно увидеть костюм маленького Ивана-царевича, встретиться со множеством добрых сказок, со зверушками и весёлыми обитателями заснеженного леса.
Далее встреча миллениума — Нового года начала третьего тысячелетия. На фотографиях — изображение ледового городка, построенного на площади Кирова, множество непривычных игрушек и украшений. Чувствуется внедрение в нашу жизнь Китая, наводнившего Иркутск игрушками, светящимися дорожками, мигающими лампочками, фейерверками. Влияние Запада можно определить по сердечкам и веночкам, ставшим символами католического Рождества, по фигуркам Санта-Клауса, пытающегося заменить нашего доброго дедушку Мороза.
Выставка «Когда ёлка пахла мандаринами» получилась доброй и весёлой. Она напомнила каждому её посетителю не только собственное детство, но и жизнь страны в ХХ веке.