Наш человек в Госдуме
В начале нового политического года мы продолжаем подводить итоги года предыдущего. Сегодня наш журналист Дмитрий Шибанов беседует с депутатом Государственной Думы, членом Комитета по энергетике, транспорту и связи Сергеем Дубровиным.
— Сергей Иннокентьевич, каков итог работы депутатского корпуса в 2007 году?
— Пожалуй, впервые иркутяне — депутаты Государственной Думы, специалисты, представители общественности — так активно участвовали в формировании документов Государственной Думы. Речь идёт, во-первых, о дополнении к закону о защите Байкала, активное обсуждение которого шло и в залах Государственной Думы, и здесь: рабочая группа по внесению изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» выезжала в октябре этого года на озеро, чтобы на месте выслушать точку зрения учёных Иркутского института географии. Иркутяне настаивали на том, что граница водоохранной зоны должна пройти по координатным точкам вне зависимости от уреза воды, а департамент по охране окружающей среды Минприроды РФ предлагал провести границу в метрах от уреза воды. В результате в дискуссиях точка зрения иркутян победила, и рабочая группа поддержала именно её.
При широком участии общественности и специалистов был подготовлен проект Федерального закона «О транспортной безопасности», вынесенный Комитетом по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ на второе чтение. Этот закон обсуждался на «круглых столах», которые проходили в Иркутске, в том числе в рамках Байкальского экономического форума. В общей сложности иркутянами было подготовлено шесть предложений и дополнений в закон. Законопроект устанавливает правовые основы принципов обеспечения транспортной безопасности и дополняет собой положения Воздушного кодекса РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, Федеральных законов РФ «О железнодорожном транспорте», «Устава железнодорожного транспорта». Считаю, что многие положения нового федерального закона делают его основополагающим в развитии транспортной инфраструктуры. Своевременно подготовить этот закон помогла заинтересованность, проявленная руководством транспортных организаций области и Иркутским государственным университетом путей сообщения.
Ещё один законопроект, в обсуждении которого приняли иркутские специалисты, — это «Закон о муниципальном транспорте». Этот документ должен регулировать взаимоотношения между участниками транспортных перевозок на муниципальном уровне. Необходимость в этом есть: и муниципалитету, и перевозчикам нужно дать чёткие правила. Возьмём, к примеру, те же маршрутные такси, которые стали одновременно и головной болью, и кормушкой для чиновников. Закон даст чёткие правовые основания для того, чтобы поставить на место недобросовестных перевозчиков и дать работать тем, кто придерживается правил и требований. Такие законы сегодня приняты во многих субъектах федерации, и я уверен, что Федеральный закон о муниципальном транспорте будет востребован.
— Какова ваша оценка федерального бюджета на 2007 год?
— Закон о бюджете слушался четыре раза, плюс нулевое чтение. В первый раз Государственная Дума этот документ просто отвергла. У Комитета по энергетике, транспорту и связи к проекту бюджета в первую очередь были претензии по программе строительства дорог. Министерство транспорта который год не может начать строительство сети платных автодорог, и в этом году вопрос не будет решён. Дума трижды вносила изменения и дополнения в бюджет, добавлены средства для регионов, несколько улучшилась в бюджете статья по дорожному строительству. Значительно улучшено было финансирование сельского хозяйства, в частности, почти вдвое увеличились компенсации за ГСМ: если в 2006 году на эти цели было заложено 7 млрд. рублей, то в этом году — 14 млрд. рублей. Вообще, складывалась парадоксальная ситуация: сельское хозяйство у нас является приоритетным национальным проектом, а средств на его развитие заложено не было. Теперь, с принятием закона «О развитии сельского хозяйства», появились правовые основы для реализации государственной политики в области развития агропромышленного комплекса.
— Что можно сказать о взаимодействии депутатского корпуса с областной администрацией?
— До середины прошедшего года такое взаимодействие было только по социальному блоку. С приходом в администрацию на должность заместителя главы администрации Иркутской области по развитию региональной инфраструктуры, строительству и ЖКХ Анатолия Никитина началась нормальная работа по строительной проблематике. Мы стали совместно прорабатывать эти вопросы в министерствах. В результате совместных усилий депутатского корпуса и администрации удалось привлечь в область дополнительно 500 млн. рублей. Сделан солидный задел на 2007 год, получена чёткая программа реконструкции иркутского аэропорта, согласно которой на реконструкцию и оснащение оборудованием в 2007 году поступит 57 млн. рублей и 128 млн. рублей — в 2008.
— Раньше главным показателем эффективности работы депутата была работа с обращениями граждан…
— По данным моих помощников, в депутатскую общественную приёмную обратились 347 граждан, ещё 69 человек получилось принять во время личного приёма. Мы стараемся идти навстречу, ставим проблемные вопросы уже от своего имени. Конечно, далеко не все вопросы возможно решить. Больше всего обращений по жилью — люди подчас находятся в очень тяжёлых жилищных условиях и не имеют средств для того, чтобы самостоятельно улучшить своё бедственное положение. Из наиболее унизительных ситуаций, пожалуй, история иркутского детского поэта Михаила Трофимова, недавно отметившего своё семидесятилетие. На его книгах выросли многие из нас. А сегодня нам приходится хлопотать, чтобы этот уважаемый человек хотя бы попал в очередь на предоставление безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий.
Лично меня очень беспокоит, что анализ обращений граждан показывает тревожный рост количества обращений по поводу несправедливых судебных решений, а также нарушений их прав сотрудниками правоохранительных органов.