Иркутяне становятся ближе к Кремлю
Иркутское землячество в Москве всегда было представлено в высшем государственном истеблишменте. В 2006 году, безусловно, набрали аппаратный вес три персоны, в разное время имевшие отношение к региону. Один из них — сменивший 23 июня мундир министра юстиции на мундир генпрокурора Юрий Чайка. Значительно укрепил свои позиции, создав из «Рособоронэкспорта» государственную экспортную монополию, Сергей Чемезов. Не менее серьёзным за последнее время карьерным прорывом стало назначение в декабре генеральным директором Объединённой авиастроительной корпорации Алексея Фёдорова.
Оборонительный рубеж
Серию аппаратных побед одержал в уходящем году глава ФГУП «Рособорон-экспорт» Сергей Чемезов. 2 декабря он стал членом бюро высшего совета «Единой России». Под его контроль отошёл крупнейший производитель титана «ВСМПО-Ависма». А на прошлой неделе президент подписал указ о передаче прав на заключение экспортных сделок ряду государственных оборонных предприятий, в числе которых самолётостроительная корпорация МиГ. Эксперты констатируют, что Сергею Чемезову удалось создать вторую после ОАО «Газпром» российскую экспортную монополию.
Сегодня пятидесятичетырёхлетний уроженец Черемхова Сергей Чемезов является, пожалуй, одним из самых влиятельных функционеров. По крайней мере, как утверждают эксперты, об этом свидетельствует последний указ президента. Ещё в прошлом году идея о передаче «Рособоронэкспорту» контроля над экспортными потоками того же МиГа вызвали критику президента.
К слову, Сергей Чемезов познакомился с будущим президентом Владимиром Путиным в ГДР, где с 1983 по 1988 год работал представителем оборонного промобъединения «Луч». Столичная карьера Чемезова началась в 1989 году, когда тот стал заместителем гендиректора внешнеторгового объединения «Совинтерспорт». В 1996 году его пригласили для работы начальником службы внешних экономических связей Управления делами президента РФ. Позже он возглавил ФГУП «Промэкспорт». В ноябре 2000 года, после ликвидации «Росвооружения» и «Промэкспорта» и создания на их базе «Рособоронэкспорта» стал первым заместителем генерального директора новой структуры. Общеизвестна интригующая подробность этого его назначения, которая может стать небольшой иллюстрацией, хорошо раскрывающей его характер. Сергею Чемезову пришлось стать замом своего бывшего подчинённого Андрея Бельянинова. Как рассказывают коллеги, таково было решение Владимира Путина. А спустя четыре года Чемезов стал главой «Рособорнэкспорта», который к тому времени, кроме торговли вооружением, через дочернее предприятие управлял десятком оборонных предприятий, включая производителей вертолётов.
Несмотря на высокий статус и влияние, Сергей Чемезов не забывает об Иркутской области. В частности, при обсуждении персон влияния его называют в первых рядах. По крайней мере, это относилось к его достаточно активной позиции при выборе кандидатуры губернатора Иркутской области и руководителя регионального отделения партии «Единая Россия».
Первым делом — самолёты
Назначение на должность главы ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) автоматически вывело Алексея Фёдорова из числа бизнесменов в разряд государственных деятелей. Ему придётся заниматься реализацией проекта, за который, как говорят эксперты, боялись взяться даже при Сталине. На первом этапе в уставный капитал мега-компании будут внесены 100% акций АХК «Сухой», 15% акций внешнеэкономического объединения «Авиаэкспорт», 38% ОАО «Илюшин Финанс Ко», 25,5% ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное объединение им. Ю.А.Гагарина», 86% межгосударственной авиастроительной компании «Ильюшин», 38% Нижегородского авиастроительного завода «Сокол», 25,5% Новосибирского авиационного производственного объединения им.Чкалова, 90,8% ОАО «Туполев», 58% ОАО «Финансовая лизинговая компания», а также 50,09% ОАО «НПК «Иркут».
Амбициозные устремления заставили Алексея Фёдорова расстаться со значительной долей, пожалуй, самой эффективной отечественной авиастроительной компании. Ему принадлежал блокирующий пакет акции «Корпорации «Иркут», один из ключевых активов которой — Иркутское авиационное производственное объединение. Свою долю он и ещё три менеджера компании обменяли на акции ОАК. Главной целью этой операции было обеспечение контроля государства над частным оборонным предприятием.
Между тем идея создания вертикально интегрированного авиационного холдинга для Алексея Фёдорова не нова. В своё время он был в числе тех, кто создавал ФГУП «Военно-промышленный комплекс «Сухой», которое должно было объединить предприятия, производящие «сушки»: от конструкторских бюро до производства деталей. С июня 1997 года по апрель 1998 года Фёдоров был генеральным директором ФГУП АВПК «Сухой». Идея потерпела крах по причине борьбы групп влияния в регионах и Москве. Никто не хотел отдавать контроль над потоками своих компаний.
В кадровой борьбе за ФГУП АВПК «Сухой» победила команда Михаила Симонова, возглавлявшего одноимённое конструкторское бюро. Вернувшись в Иркутск, Алексей Фёдоров занялся не только бизнесом, но и политикой. И уже в 2000 году он возглавил иркутскую организацию межрегионального движения «Единство», изначально поддерживающую Владимира Путина. Надо отметить, что в 2005 году, окончательно распрощавшись с Иркутском (в 2004 году он был назначен генеральным директором РСК МиГ), он оставил пост руководителя ИРО «ЕР», но сохранил за собой место в региональном политсовете.
Перебравшись в Москву Алексей Фёдоров открыл кадровый коридор для иркутян. Сергей Цивилёв, бывший вице-президент по корпоративной экономике и финансам НПК «Иркут», был назначен первым заместителем главы РСК МиГ. А сегодня его кандидатура рассматривается в качестве преемника Фёдорова на посту гендиректора самолётостроительной корпорации.
В России прокурор больше, чем прокурор
Юрия Чайку, назначенного 23 июня генеральным прокурором России, принято также причислять к иркутским москвичам. Хотя тот родился в Хабаровском крае, в Николаевске-на-Амуре, так же как и предшественник Владимир Устинов, в свою очередь, пересевший в кресло министра юстиции. На протяжении девятнадцати лет прокурорская карьера Юрия Чайки имела прямое отношение к иркутскому региону. С 1976 года он работал следователем в областной прокуратуре, первым зампрокурора области, главным прокурором Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры. В 1995 году из кресла прокурора Иркутской области перебрался в Москву, став заместителем генерального прокурора. С 1999 года он возглавлял Минюст РФ.
После утверждения Советом Федерации он для прессы чётко обозначил местоположение своего ведомства в системе российского государства: «Органы прокуратуры ближе к исполнительным структурам, к президентской ветви власти». Безусловно, назначение генпрокурором — это повышение по службе. Вероятно, именно это обстоятельство заставляет Юрия Чайку быть максимально политосторожным. Наблюдатели видят это в том, что даже во время поездок по Сибири он ни разу не побывал в Иркутске.