Энергетика: угольный уклон
Из трёх наиболее массовых видов топлива для тепловых электро- станций и котельных - уголь, газ и мазут - выбор для Иркутской области на ближайшие десятилетия колеблется между первым и вторым: мазутных котельных в области мало, и видимых причин для увеличения их числа нет. Попытка же поиска оптимального варианта между газом и углём, который придётся делать в условиях грядущего дефицита генерирующих мощностей в ближайшие годы, приводит к выводу, что для Приангарья разумной альтернативы углю не существует.
Газ, безусловно, обладает такими важными преимуществами, как более высокая теплота сгорания, минимальные выбросы в атмосферу и отсутствие золы. Однако экологический фактор оказывается фактически единственным, да и то не бесспорным преимуществом газа как топлива для нашего региона. Прежде всего, возникает вопрос доставки топлива потребителю. Уголь можно доставить в любое место, куда проложены дороги или текут реки, а жечь его можно хоть на уже существующих ТЭЦ, хоть в печах. Для газа речь должна идти о магистральном газопроводе от месторождения до завода по переработке, а затем — о сетях низкого давления, обеспечивающих работу местных котельных. Прокладка транспортных путей значительно увеличивает себестоимость и транспортные затраты, а также сроки строительства газовых станций. Существующие проекты газификации Иркутской области ориентированы на разные районы, но во всех случаях речь идёт о годах работы. Учитывая, что дефицит тепла и электричества в южных районах области уже налицо, а в северных — не за горами, фактически невозможно остановить надолго для реконструкции ни одну станцию.
Судя по выступлениям руководителей Иркутскэнерго, компания рассматривает все варианты, которые позволили бы не только избежать наступления в Приангарье энергетического кризиса, но и создали бы некий запас мощностей, позволяющий экономике области развиваться в соответствии с поставленной задачей удвоения валового регионального продукта к 2010 году. Но в списке этих мер планы строительства нового теплоисточника — далеко не на первом месте. Даже на фоне планов администрации Иркутска построить 2 млн. квадратных метров жилья к тому же 2010 году руководство Иркутскэнерго предлагает построить теплотрассу невиданной пока протяжённости от ангарской ТЭЦ-10 и лишь как об очень отдалённой перспективе говорит о строительстве новой ТЭЦ.
Энергетиков можно понять: региональная энергетическая комиссия с большим трудом соглашается на увеличение тарифов для промышленности и населения, пусть даже вырученные средства будут направлены на инвестиции. Тем более трудно будет согласовать строительство газовой ТЭЦ, ведь себестоимость произведённого на таком топливе тепла и света может стать для сибиряков не очень приятным сюрпризом.
Достоинства газа давно оценили во всём мире, спрос на него велик, и цена на мировом рынке соответствует спросу. Западная Европа покупает российский газ за 230 долларов за тысячу кубометров, потребители в европейской части России пока платят 45 долларов. Естественно, что для страны более выгодно продавать газ на экспорт.
Однако газа на фоне роста энергопотребления уже не хватает — как за рубежом, так и у нас в стране. В прошлом отопительном сезоне дефицит «голубого топлива» для отечественных энергетиков был компенсирован мазутом и углём. В нынешнем отопительном сезоне, по расчётам Минпромэнерго, России впервые не хватит газа, чтобы покрыть внутренние потребности и экспортные обязательства, его дефицит составит 4,2 млрд. кубометров.
Разумеется, невозможно, чтобы федеральные власти допустили такое развитие событий, при котором российский газ уйдёт на Запад, где он стоит дороже, оставив замерзать граждан страны. Но добыча на разработанных месторождениях падает, для освоения новых необходимы инвестиции, РАО «ЕЭС» требует увеличить поставки на 30-50 млрд. кубометров к 2010 году, а Газпром отвечает, что если от него будут требовать поставок на внутренний рынок по низким ценам — инвестиции окажутся нерентабельны. Ситуацию могло бы сбалансировать постепенное повышение цены, и, как утверждает «Время новостей», Газпром и РАО «ЕЭС» сумели даже договориться о совместном лоббировании перехода на 80 долларов/1000 кубометров с 1 января 2007 года. Но во время совещания в Кремле по развитию топливно-энергетического комплекса президент заявил об огромном количестве нерешённых проблем — так что говорить о ценах попросту преждевременно. Но цены на газ будут расти в самые ближайшие годы, вопрос лишь — сразу или в течение нескольких лет.
Казалось бы, Иркутская область оторвана от всех этих проблем — у нас, по сути, нет даже освоенных месторождений. Но если верить сообщениям региональных СМИ, Ковыктинское газоконденсатное месторождение с его 2 трлн. кубометров достаточно близко к промышленной добыче — и велик соблазн направить этот газ в обход неготовой к нему области к потребителям, готовым платить большие деньги. Что же, Восточная Сибирь остаётся в числе проигравших? Вовсе нет, если область получит газ для химической промышленности. Химики знают фразу Д. Менделеева, который говорил, что сжигать газ — то же самое, что жечь ассигнации; его нужно перерабатывать. И это можно делать на уже существующем оборудовании в Саянске или Ангарске.
Основным топливом для энергетиков, скорее всего, в ближайшие годы и даже десятилетия останется уголь. В пересчёте на количество произведённого тепла местный уголь (который не надо транспортировать на значительные расстояния) оказывается дешевле — об этом прямо говорит руководитель ОАО «Бурятгаз» Игорь Бобков. Доктор технических наук Феликс Серант в интервью журналу «Эксперт» успокаивает и тех, кто думает о приоритете экологических требований: технологии, позволяющие максимально снизить ущерб от сжигания угля, существуют и успешно используется во всём мире, где угольная энергогенерация переживает настоящий ренессанс. РАО «ЕЭС» рекомендует применять технологии сжигания в котлах с циркулирующим кипящим слоем — это повышает КПД, снижает выбросы, позволяет использовать низкосортные угли разных марок. Да, существующие котлы для этого непригодны, но большинство существующих ТЭЦ значительно изношены, их так или иначе придётся модернизировать. А строить новые по последнему слову техники, обеспечивающему экологические показатели на уровне сжигания газа, сам бог велел.
В пользу угля склоняются и в администрации области. 13 октября, в ходе первого заседания регионального совета, губернатор Александр Тишанин заявил о необходимости обеспечить энергетическую независимость теплоснабжения области от соседнего региона (ТЭЦ области используют угли из Красноярского края), а вице-губернатор Юрий Параничев предложил лоббировать интересы угольщиков Черемхова при заключении долгосрочного контракта на поставки угля Иркутскэнерго. Работа угольных разрезов и обогатительных фабрик — это не только низкие тарифы для населения и промышленности области, но и жизнь целого Черемховского района, работа и уверенность в будущем для тысяч людей.
В конце концов, если страна занимает второе место в мире по запасам угля и большая часть этих запасов именно в Сибири — грех этим не пользоваться.