Лицо поколения
В Санкт-Петербурге прошло чествование Петра Вельяминова
В одном из модных концертных залов Петербурга отметили юбилей Петра Вельяминова. Народному артисту России, лауреату Государственной премии, актёру, которого многие поколения знают как Захара Большакова и Поликарпа Кружилина, исполнилось 80 лет.
Знаменитый артист не почивает на лаврах, он и сегодня живёт ярко и интересно. Работает в петербургском Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимается в кино. До сих пор является деканом театрального факультета Балтийского института экологии, политики и права. Ведёт мастер-классы. Регулярно бывает на премьерах в театре. Благодаря его поддержке недавно в Петербурге появился приют для бездомных животных, Пётр Сергеевич — соучредитель и председатель попечительского совета благотворительного фонда «Приют Ржевка». Летом, когда живёт в своём домике в Псковской области, любит порыбачить. А ещё пишет мемуары…
Вечер начался с показа кинофрагментов: «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Командир счастливой «Щуки», «Пираты ХХ века», «Сладкая женщина», «Иванов катер», «Возвращение резидента»… Эти фильмы сделали Петра Вельяминова невероятно популярным, всенародно любимым.
Ведущие торжества Татьяна Казакова, художественный руководитель Театра комедии им. Н.П. Акимова, и актёр этого театра Валерий Никитенко рассказали, что утром юбиляра поздравили президент России Владимир Путин, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, поступило немало праздничных телеграмм. Пришли видеопоздравления из Москвы. Их прислали руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, народные артисты России Игорь Кваша (с ним Пётр Вельяминов работал в «Современнике»), Донатас Банионис и Юрий Соломин (с ними снимался в кино).
— Быть знакомым с вами — это честь, общаться — радость, — сказал имениннику Сергей Некрасов, директор Всероссийского музея А.С. Пушкина. И вручил книги — сокровища Пушкинианы, а ещё прочитал стихотворение, которое русский поэт Г. Державин когда-то посвятил предку Петра Сергеевича — своему другу, поэту, дворянину Петру Лукичу Вельяминову.
Артист Андрей Толубеев, председатель Санкт-Петербургского отделения СТД, отметив непревзойдённый талант жизнелюбия Петра Сергеевича, назвав его кадровым офицером советского кинематографа, преподнёс цветы и бутылку коллекционного марочного вина. Театр комедии подготовил своему именитому коллеге сюрприз: на сцену вынесли огромную коробку, перевязанную золотым бантом. В ней оказался шикарный жидкокристаллический телевизор.
Юрий Шевчук, Александр Дольский, Людмила Сенчина, Елена Ваенга дарили песни, которые имениннику особенно нравятся.
Хотя Вельяминов никогда не служил на флоте, его любят моряки и считают своим, уже несколько лет они вручают ему ордена, медали, грамоты и подарки. В своё время разные люди даже спрашивали артиста, почему он оставил морскую службу (?!). В день юбилея моряки не могли не поздравить любимого актёра. Клуб подводников наградил его золотым знаком командира подводной лодки (освободив от уплаты членских взносов ровно на 20 лет!), а ещё подарил модель подводной лодки «Юрий Долгорукий»:
— Это совершенно новая лодка, в следующем году она войдёт в строй и покажет всем кузькину мать!
Артисты тут же спели своему коллеге про «усталую подлодку», которая «из глубины идёт домой». Самым трогательным моментом торжества стал тот, когда вся труппа преклонила колени перед актёром, признавшись в любви и уважении, а затем осыпала лепестками роз.
И был бал. Танцы. Горели свечи. Всем хотелось сказать добрые слова замечательному артисту, взять автограф на память. Все гости поражались:
— Пётр Сергеевич, неужели вам 80?! (Уже далеко за полночь совершенно не уставший юбиляр танцевал, пел, читал и читал стихи).
В ответ услышали:
— Я сам не верю этой дате! 80 лет — одна из шуток бытия. Это удивительная подлость. (С улыбкой. — От авт.). Неожиданная…
* * *
А накануне торжества наш корреспондент побеседовала с юбиляром.
— Уже 80! Я этого не ожидал, даже не верится, что произошло. Ещё мальчишкой мечтал: дожить бы до 2000 года, когда сменится тысячелетие, что тогда будет? А была жизнь. Цифра серьёзная. Пройти через девять лет лагерей, через войну, остаться живым… Нужно жить просто, принимать свои ошибки и понимать, что ты не всегда прав, поступая так или эдак, просить прощения и любить.
— Когда вышел фильм «Тени исчезают в полдень», как вы переживали свалившуюся неожиданно сумасшедшую популярность?
— Я принял её достойно. (Смеётся). Не понимал, что произошло. Мне казалось, что этого просто не может быть! Когда по телевидению прошла третья серия «Теней…», мне телефон оборвали! Все лезли целоваться: «Захарушка наш дорогой!». Вдруг стали говорить, какой я замечательный артист, а Леонид Марков, талантливый актёр, сказал, что я научил Москву, как нужно играть в кино. Конечно, это были комплименты. Хотя у нас и во время съёмок была уверенность, что получилось.
На творческих встречах часто спрашивали: «Вы играете несчастливых людей, от вас уходят женщины. У вас всё в порядке в жизни?». Письма приходили даже из-за границы — из Германии, Болгарии. Как-то мы приехали на премьеру фильма «Тени исчезают в полдень» во Францию, были на экскурсии в Версале. Роскошный дворец, спальня Людовика XIV. Рядом с нами болгарская группа. Вдруг ко мне бросаются целоваться люди: «Захар Большаков!». Удивительно… Или когда секретарь обкома Кемеровской области, собрав свой огромный аппарат, сказал: «Вот коммунист, с которого надо брать пример!».
— А в настоящей жизни вы были коммунистом?
— Да что вы! Какая партия? Меня всё время «придерживали». Тогда были не то что другие — «очень» другие времена. Моя биография всегда играла роль в моём продвижении, я рад, что оказался в этом смысле безукоризненным; позже, когда многие рвали, бросали свои партбилеты, у меня не было никаких спекуляций или слов сожалений.
Мне и звание народного долго не давали. Из-за моей анкеты. Когда мы были со спектаклем «Старомодная комедия» на гастролях в Чувашии, президент республики Фёдоров сказал со сцены зрителям: «В своё время руководство нашей республики по известным причинам отказало Петру Сергеевичу в присвоении звания. Но мы исправим эту ошибку». И присвоили мне звание народного артиста Чувашии (у меня значок хранится). Я поблагодарил его за такой жест. Не каждый государственный деятель признается, что его правительство ошибалось.
— Где вы снялись недавно, в каких ролях?
— Сыграл московского купца в фильме «Чертогон» по рассказу Лескова. Ещё с удовольствием снялся в роли Свешникова в четырёхсерийном фильме «Казароза», он номинировался на «ТЭФИ». Там у меня были интересные сцены с Лавровым и Ахеджаковой. Студия Никиты Михалкова пригласила меня на роль ведущего в документальном фильме «Куликово поле». Сериал недавно был — «Время любить», неплохой, по-моему.
— Пётр Сергеевич, вы ведь и на театральной сцене немало поиграли.
— Как артист, я вырос в театре, больше 150 ролей сыграл. Много лет работал в небольших театрах, не-столичных, у меня бывало по 12 премьер в год!
— Почему переезжали из одного города в другой, меняли театры? Из-за ролей?
— Нет. Роли были хорошие, почти все — главные. Я был совершенно независим. Если казалось, что мне плохо или хочется чего-то другого — я искал этого другого, благо, меня приглашал один театр за другим. Дошёл до «Современника». Галина Волчек позвала меня после кинопробы у её отца, режиссёра Бориса Волчека, в «Командире счастливой «Щуки».
В общем, меня Господь водил. Сначала казалось, что режиссёр, с которым начинал работать, интересный. А потом, когда возникали творческие претензии (мои собственные) и становилось неинтересно, — уезжал. И к Москве хотелось быть ближе. Непросто складывалась моя жизнь. Я счастлив, что судьба подарила мне возможность поработать в российской провинции, где служат прекрасные артисты, которые ничем не уступают столичным.
Фото Валерия ГОРДТА