издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ближе всех из великих...»

  • Автор: Валентина СЕМЁНОВА

Мы поднимаемся по крутым ступенькам на второй этаж дома Волконских, усталые, после работы. Экскурсия оказалась неожиданной - здесь просто проводилось мероприятие, и не сразу удалось настроиться на неё. Тем более не впервые в музее декабристов... в общем-то всё знакомо.

Вот будуар княгини. Красиво, конечно. Развлекает забавная подробность: будуар, оказывается, предназначен был гасить раздражение нервных аристократок — в нём скрывались, чтобы на чём-нибудь сорвать накипевшее зло. Например, сбросить вот с этого изящного столика на пол книгу или пяльцы с вышивкой, поплакать, а потом, припудрив носик, с улыбкой снова выйти к гостям.

О таких деталях дворянской жизни поведала заведующая домом и экскурсовод Я. Шевченко, чьи платье и голос прелестно гармонировали с ХIХ веком…

Заманчиво и невозможно было вписаться в интерьер, оставалось только размышлять, насколько он тебе близок или далёк, и, слушая рассказ о вкусах, привычках прежних хозяев, пытаться представить, как они ходили по этому дому, принимали гостей, музицировали, сидели за книгами, писали в дневниках. Женские портреты на стенах притягивали взгляд утончённостью черт и выражением смирения. Легко спорить об убеждениях мужей-декабристов, но самопожертвование жён, бросившихся вслед за ними в сибирскую ссылку, бесспорно, и есть пример для нас, нынешних, причудливо сочетающих в себе закалённость с тягой к комфорту.

Нам показывают комнату с редкими растениями — их развели не так давно, а нынче попробовали первый ананас. Подумалось: история 180-летней давности превратилась в Иркутске вот в этот островок дворянского мира, который живёт своей жизнью и сохраняется хлопотами преданных музею людей, его сотрудников. Наше путешествие по дому завершается в гостиной — она предусмотрена князем С.Г. Волконским для княгини, любившей проводить вечера музыки и поэзии.

Вот и у нас сегодня такой вечер. Он называется «Слово и музыка» и посвящён композитору Георгию Свиридову. Открывается рояль, зажигаются свечи, О. Розова (научный сотрудник музея) объявляет: «Пока они горят и пока звучит музыка, мы гости Марии Николаевны Волконской…»

При первых звуках свиридовского романса на слова А.С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…» все недавние ощущения твоего несовпадения с обстановкой пропадают без следа. Кому, как не Пушкину, звучать в этой гостиной!

Георгий Свиридов, сын курского крестьянина, создал свои музыкальные шедевры на высочайших образцах русской поэзии, объединив в одном культурном пространстве Пушкина и Лермонтова, Есенина и Исаковского, век ХIХ и век ХХ.

Музыковед О. Чиркова рассказывает о Свиридове, его судьбе, особенностях дара, о том, что композитор сумел взрастить в себе и выразить в звуках мироощущение православного человека, в вокальной музыке воплотить русское песнопение.

Сказанное подкреплялось песнями и романсами «Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога» (Пушкин), «Тучки небесные» (Лермонтов), «Осенью», «Улетали гуси» (Исаковский) в исполнении артистов Иркутской областной филармонии М. Аюуша и М. Прыгуновой; музыкальное сопровождение — заслуженные артисты России Ю. Кузьмин (скрипка) и Б. Изаксон (фортепиано).

В завершение программы директор музея Е. Ячменёв прочитал отрывок из предисловия В. Распутина к книге дневников Г. Свиридова, выпущенной недавно, уже в ХХI веке. Слова о том, что гений Свиридова питали три источника — народное пение, Пушкин и Есенин, духовные звучания, — дополнили приятные впечатления от концерта.

… А хозяйка гостиной княгиня Волконская — мелькнула мысль — наверное, была бы рада всё это послушать и уж конечно по достоинству оценила бы и слово, и музыку, и исполнение.

Взяла же на себя роль организатора этого мероприятия Тамара Панова — заведующая библиотекой профкома Ново-Иркутской ТЭЦ. Вечер продолжился изысканным фуршетом, после которого пение возобновилось — уже с участием главного «декабриста» Е. Ячменёва — и едва не перешло в самый настоящий светский бал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры