издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Железный инструмент

ФАС лишил власти способа воздействия на лесоэкспортёров

  • Автор: Марина СОЛОМИНА

До конца декабря ОАО «РЖД» должно выполнить предписание Иркутского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) о ликвидации ограничения на подачу железнодорожных вагонов лесоэкспортёрам. Таким образом, антимонопольщики собираются лишить региональные власти одного из нерыночных инструментов воздействия на лесозаготовителей. На этом в ФАС решили не останавливаться. В понедельник специальная комиссия должна рассмотреть правомочность областной администрации по созданию на территории области лесных терминалов, занимающихся погрузкой экспортного круглого леса. Несмотря на претензии, в администрации от этого проекта отказываться не собираются.

Как сообщил корреспонденту «Конкурента» заместитель руководителя УФАС Аркадий Герцкин, специальная комиссия иркутского управления накануне направила фельдъегерской почтой руководству ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) постановление, содержащее в себе решение от 13 декабря этого года, принятое по жалобе ООО «Риал-М» о неправомерности ограничения на подачу вагонов для отправки круглого леса на экспорт. В ходе разбирательства комиссия выявила, что РЖД нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона «О конкуренции». Доказательством тому служат телеграммы Дорожного центра фирменного обслуживания Восточно-Сибирской железной дороги (филиал ОАО «РЖД»), в которых были установлены ограничения на подачу железнодорожных вагонов для отправки круглого леса на экспорт организациям, не имеющим статуса лесных терминалов. Это ограничение, по словам Аркадия Герцкина, является грубейшим нарушением антимонопольного законодательства.

Иркутское управление ФАС имеет претензии в целом к организации терминалов. Областная межведомственная комиссия (МВК) по взаимодействию в вопросах пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории региона, являясь совещательным органом, взяла на себя функции исполнительной власти. Статус «лесного терминала» может получить только та компания, которая не только занимается отправкой леса на экспорт, но и располагает собственной лесосырьевой базой, а также перерабатывающими мощностями. Таким образом, МВК вмешалась в деятельность хозяйствующих субъектов, в данном случае — лесозаготовителей, и тем самым нарушила права других хозяйствующих субъектов — лесоэкспортёров, констатировал Аркадий Герцкин. «Эти неквалифицированные действия создали ограничение конкуренции и ущемили интересы лесоэкспортёров», подчеркнул он. По его словам, ещё в сентябре управление ФАС предупреждало представителей администрации о неправомочности их действий, но какие-либо меры со стороны властей не были приняты. По мнению Герцкина, основным условием решения вопроса является добровольное устранение сторонами выявленных нарушений законодательства.

Принятое решение и дальнейшие действия в ВСЖД комментировать отказались. Однако в беседе с корреспондентом «Конкурента» заместитель главы администрации Иркутской области по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Виктор Долгов отметил, что «удивлён неконструктивной позицией Иркутского управления ФАС», и выразил категорическое несогласие с антимонопольщиками. Долгов подтвердил тот факт, что в ноябре в регионе остро ощущалась нехватка подвижного состава. Это было вызвано, с одной стороны, значительным ростом объёмов перевозок круглого леса, которые подтверждаются цифрами Иркутской таможни. Так, если в январе — октябре 2005 года по железной дороге на экспорт было отправлено 2 млн. 788 тыс. куб. м круглого леса, то уже за десять месяцев этого года данный показатель вырос более чем на 1 млн. куб.м и составил 3 млн. 830 тыс. куб. м круглой древесины. Кроме того, в связи с введением со стороны Китая конвенционного запрета на круглый лес из России на границе скопилось огромное количество вагонов с неразгруженным лесом, что значительно затруднило оборачиваемость подвижного состава, пояснил он. Вице-губернатор подчеркнул, что «лесные терминалы были созданы для упорядочения и введения норм цивилизованного учёта движения круглого леса, предназначенного на экспорт».

Он согласился с тем, что в настоящее время нет качественной нормативно-правовой базы и иных эффективных инструментов для наведения порядка в этом виде деятельности. Тем не менее в настоящее время терминалы загружены только на 40% от своей мощности и добросовестным компаниям не отказывают, сказал Виктор Долгов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры