Вкусный город
Редакцию «Восточно-Сибирской правды» посетил мэр города Ангарска Евгений Канухин. Мэр Ангарска в гостях у востсиб- правдовцев не впервые - скорее можно говорить, что такие визиты стали хорошей традицией. Тогда, на встрече двухлетней давности, Евгений Павлович был осторожен в оценках. Сейчас, когда за спиной уже четыре года на ответственном посту, он уверенно ставит проблемы и прямо говорит о возможных путях их решения. Кстати, Евгений Канухин сразу предупредил, что руководство партии попросило его воздержаться от комментариев по поводу попыток Ангарского отделения исключить его из партии, и он сдержит слово. А вот на любые другие вопросы он говотов дать ответ - и, как принято говорить, состоялся живой, заинтересованный разговор. Первый вопрос: как прожит год, чем живёт Ангарск сегодня?
500 миллионов на 250 тысяч
Пожалуй, самым серьёзным испытанием за эти годы стало изменение территориальных границ Ангарска, разделение на район и городское поселение. Сегодня мы работаем в рамках 131-го закона, со своими полномочиями и, соответственно, со своими деньгами. В этом году бюджет городского поселения Ангарска составлял порядка 600 миллионов рублей, из них 100 миллионов — это целевые деньги, субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов на исполнение федеральных законов о ветеранах, об инвалидах и так далее, то есть своих 500 миллионов рублей бюджетных доходов на 250 тысяч населения. Вот такое вот тяжёлое бюджетное положение у нас. И тем не менее в этом году нам удалось сохранить те приоритеты, которые мы выстраивали на протяжении трёх-четырёх лет. Это программы жилищного строительства, фасадные программы, капитальные ремонты.
Если наш бюджет сравнить с бюджетом города Иркутска, то только на ваши дороги в этом году Иркутск 500 миллионов потратил, а мы потратили 500 миллионов на всю деятельность города Ангарска. Есть сложности, и в своё время мы говорили об этом. Говорили, когда бились за статус городского округа и когда депутаты Законодательного собрания и губернатор нас не поддержали (в июне прошлого года Законодательное собрание Иркутской области отклонило законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области». — Прим. «ВСП»).
Мы не сдались, мы продолжаем работать в этом направлении. Когда проходил референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, мы совместили его с нашим малым референдумом. Жители города Ангарска, Мегета и поселения Савватеевка пришли на референдум и высказались за создание городского округа. Теперь осталось только одно поселение, Одинск, — порядка 500 избирателей, жители которого приняли решение голосовать по этому вопросу в следующем году. И если в апреле население Одинска нас поддержит, то мы не оставляем надежду стать единым городским округом.
Закон стал ошибкой
Почему это для нас важно? Потому что мы не хотим тратить деньги на содержание аппаратов, Дум и всей бюрократической надстройки, которая так нам мешает. Скажем прямо, нам сегодня тяжело встраиваться в рамки 131-го закона. Мы с районной администрацией (её возглавляет Олег Петрович Козлов, с которым мы много работали, когда он был первым заместителем мэра АМО) стараемся как можно больше сэкономить средств. А значит, передаём друг другу полномочия, стараемся не создавать лишних рабочих мест для чиновников. Работаем в одном здании — в прежнем здании администрации, и примерно той же командой — поскольку, когда делили полномочия, постарались поделить поровну и людей. Гордимся тем, что не создали ни одного нового чиновничьего рабочего места.
А что стоит содержание аппарата в поселениях? На примере Одинска: бюджет около шести миллионов рублей, из них 450 тыс. рублей собственных доходов. На содержание аппарата они тратят 3 миллиона рублей. А в ведении поселения несколько десятков километров дорог, освещение, вывозка мусора…
Надеюсь, что в скором будущем мы эту ошибку и федерального, и областного законодателя сможем исправить. Да, я не оговорился: в ряде моментов 131-й закон принёс много плюсов, но конкретно в случае с Ангарским городским муниципальным образованием я уверен, что это была ошибка и в 2008-й год мы войдём уже как единое целое. Сегодня городской округ Иркутск имеет бюджет порядка семи с половиной миллиардов при населении, которое превышает наш город Ангарск в два раза. Мы планируем в поселении бюджет примерно 700 миллионов при 10%-ном дефиците, и район планирует порядка двух миллиардов. То есть консолидированный бюджет у нас будет составлять где-то 2,5-2,7 миллиарда рублей.
Самый-самый город
Мы стали лауреатами конкурса на самый благоустроенный город России и получили премию в размере 15 млн. рублей, и на последнем заседании Думы мы её уже включили в бюджет. Эти деньги будут потрачены на благоустройство, часть денег пойдёт на фасадную программу, часть — на реконструкцию центральной улицы Карла Маркса. На областном уровне мы выиграли в конкурсе муниципальных образований Иркутской области. Там премия небольшая, миллион рублей, но и эти деньги пригодятся, мы направим их на подготовку к новогодним праздникам, в частности — сделаем хорошую городскую ёлку.
Честно говоря, мы могли бы занять это место и раньше, но нас подводила такая графа, как состояние правопорядка. Проблема больная. В будущем году мы планируем направить 18,5 миллиона рублей на поддержку ГУВД, такие программы действовали и предыдущие три года. У нас 61 сотрудник УВД финансируется из городского бюджета, и это хорошая поддержка городской милиции. Ведь до 30%, а то и более личного состава из роты ППС постоянно отвлекается на поддержку правопорядка на Северном Кавказе, а мы добились, чтобы личный состав, финансируемый из городского бюджета, к таким командировкам не привлекался. В ближайшие два-три года планируется выделить ещё более 40 млн. рублей.
Поскольку администрация Ангарского городского поселения на переходный период избрана на два года, отсюда и всякие политические вещи, которые происходят на нашей территории. Многим не нравится, когда я говорю, что город Ангарск становится «вкусным» городом, но этот так. У нас трудно купить жильё, спрос на квартиры превышает предложение. А спрос на квартиры регулирует рынок: если город становится перспективным, в нём есть новые рабочие места, повышается уровень жизни и средняя заработная плата (а в Ангарске средний фонд оплаты труда повысился почти в два раза), то и цена жилья на рынке растёт. Реализация ряда общегосударственных проектов на нашей территории может увеличить эту перспективность в разы. Во-первых, федеральное агентство должно провести конкурс по свободной экономической зоне, а это десятки предприятий, которые могут получить преференции. Вторая тема — это агломерация и строительство аэропорта. Если этот проект состоится, то придут инвестиции и федеральные, и международные, которые оцениваются уже в миллиарды долларов.
«Вы хотите услышать от меня, что это плохо?»
Ещё один проект, который обсуждается сегодня, и обсуждается с разных сторон, это проект ядерного центра на базе нашего АЭХК. У нас пока нет таких тревог, как у наших экологов, поскольку практика, сложившаяся на протяжении нескольких десятков лет, показывает, что с экологией у нас в Ангарске нормальная ситуация. Мы не только живём и дышим, мы тратим сотни тысяч рублей в год по экологическим программам. Мониторинги показывают, что радиационный фон у нас не превышает естественный, а то и ниже, чем в соседних городах.
Вопрос сегодня в главном инвесторе. Проект Международного ядерного центра показывает, что сюда придут деньги капиталистов. Это деньги порядка двух миллиардов долларов. В России такой инвестор не найдётся, и сегодня Минатом ищет серьёзного инвестора, который зашёл бы на нашу территорию. Но я об этом знаю ровно столько, сколько знают об этом средства массовой информации.
Что же касается экологии, то как гражданин города Ангарска, как человек, который всю жизнь прожил в этом городе, я могу сказать: серьёзные проблемы с экологией были в те времена, когда был БВК, коксогазовый и химический заводы. У нас было очень много заводов, которые такое выдавали — мы чувствовали это своими лёгкими. Сегодня этого ничего нет, и ситуацию я считаю удовлетворительной. Пришли новые технологии, давным-давно закрыт БВК, и если в Ангарске мы ощущаем какой-то посторонний запах в воздухе, — это уже полномасштабное ЧП. Мы реагируем на это мгновенно и очень серьёзно, потому что наша диспетчерская служба тогда сразу же принимает сотни звонков. Ежедневно я получаю сводки единой диспетчерской службы, где суммируются не только данные исследований воздуха, которые делает нефтехимическая компания, но и данные предприятия, которое мы избрали подрядчиком для выполнения мониторинга. Любые превышения ПДК видны сразу — и в последнее время превышений не было.
Я не один раз и не два находился в этих цехах и жив и здоров, как видите. Наверное, теоретически возможно всё. Понимаете, я не специалист. Специалисты ручаются, что технология построена таким образом, что попадание радиации во внешнюю среду исключено. Вы хотите услышать от меня, что это плохо? Вы не услышите этого. Потому что прогресс не стоит на месте. По существу, это расширение существующего производства. И уж если совсем начистоту, если рванёт как следует то, что уже сегодня в Ангарске есть, — хватит всем.
Ведь никто не говорит про принципиально новые процессы: есть сегодня на этом предприятии незадействованные мощности, есть свободные цеха, есть старые проверенные технологии. А если говорит о пользе — появится новый налогоплательщик, появятся высококвалифицированные, высокооплачиваемые рабочие места — примерно полторы тысячи рабочих мест мы планируем. Возможно, появится учебное заведение, которые будет готовить эти кадры. И не будем забывать, что наш бюджет — это налог на землю, налог на имущество физических лиц и подоходный налог. И я, как мэр, кровно заинтересован в том, чтобы средняя заработная плата росла.
Команда оптимистов
И всё же я и моя администрация — это команда оптимистов. В 2002 году, когда мы пришли в город Ангарск, ситуация была несладкая. Консолидированный бюджет у нас был один миллиард и 900 миллионов долгов. Это факт. Выгребли.
В 2003 году мы о многом только мечтали. Сегодня я говорю: 95% того, о чём мы мечтали, мы сделали. Стали самым благоустроенным городом России, первые в Иркутской области. Сегодня я мечтаю о том, что мы построим новый город. Объединим наши три города — и построим новый, я его называю для себя Байкал-сити, с центром — нет, не в Ангарске и не в Иркутске. С новым центром, где-то в Мегете, в Стеклянке. Мы к этому придём — через десять, пятнадцать лет, но придём.
Записал Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ
Канухин Евгений Павлович.
Родился 24 апреля 1963 года в г. Ангарске, на станции Суховская. Отслужил два года в Советской Армии. Восемь лет работал оператором на Ангарском нефтеперерабатывающем комбинате. Участвовал в строительстве МЖК.
В 1996 году был избран генеральным директором Ангарского хлебокомбината «Каравай».
В 1998 г. избран депутатом городской Думы Ангарска, в 2000 году — депутатом Законодательного собрания Иркутской области.
На выборах 7 апреля 2002 года избран мэром АМО.