Транспорт по заказу
Мэрия намерена управлять перевозками
В январе 2007 года может состояться первый в Иркутске конкурс на определение организаций, которые получат право на оказание муниципальных транспортных услуг. Этим шагом мэрия надеется упорядочить отношения с частными перевозчиками, ужесточить контроль за маршрутными такси и повысить качество услуг. Однако на пути чиновников может встать Федеральный закон «О защите конкуренции».
Впервые мэрия заявила о разработке проекта постановления «О порядке организации транспортного обслуживания населения на территории города Иркутска» в октябре. Проект предполагает введение единого заказчика на муниципальные перевозки. Частные предприятия будут обязаны заключать договоры с муниципальным заказчиком. По сегодняшней схеме лицензии на перевозки выдаёт Управление государственного автомобильно-дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В этом случае перевозчики не несут никакой ответственности перед мэрией. Проведение же конкурса на оказание транспортных услуг позволит, по мнению чиновников, отобрать организации, которые смогут предоставить услуги высокого качества, а в случае неисполнения обязательств мэрия может расторгнуть договор. Это позволит избежать таких казусов, как простаивание машин, выпадение из графика, самовольный уход с линии.
Стоит отметить, что инициатива мэрии вызвала протест Иркутского территориального управления Федеральной антимонопольной службы. Антимонопольщики считают, что мэрия не вправе лицензировать и контролировать деятельность частных перевозчиков, так как это прерогатива федерального права. Но прецеденты проведения конкурсов на право перевозок в России уже есть — к примеру, в Ставрополе, Кызыле. Местные антимонопольные службы признали право городских чиновников на контроль за частниками. Причина проста: нынешняя схема, когда перевозчики неподконтрольны муниципалитету, возникла из-за того, что федеральное право не даёт чёткого ответа, как должны строиться отношения владельцев таксопарков и мэрии. Частники вольны решать, заключать или нет договоры с городскими властями. А мэрия, в свою очередь, имеет право на установление правил транспортной игры в городе.
Сказать, что частные перевозчики Кызыла и Ставрополя «на ура» восприняли введение системы «заказчик — конкурс», нельзя. В апреле в Кызыле прошла забастовка владельцев такси, не согласных с итогами конкурса. Однако город сумел выйти из этой проблемы — транспортное обслуживание было налажено. В Ставрополе ситуация сложнее. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю заявило о намерении оспорить условия конкурса на определение организаций, которые будут заниматься транспортным обслуживанием населения Ставрополя. Конкурс, по мнению местных антимонопольщиков, нарушает пункт 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите конкуренции», запрещающий органам муниципальной власти принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Иркутский проект постановления проходит согласование в прокуратуре, и если он будет одобрен, то конкурс на заключение договоров на обслуживание городских маршрутов стартует в первом месяце 2007 года.