Транспортная дуга высокого напряжения
Иркутская область может быть интегрирована в проект «Евро-Азиатская транспортная дуга»
Прошедший съезд «Единой России» подтвердил, что реализация крупных транспортных проектов является приоритетной задачей для нашей страны. Как заявил в своём докладе Борис Грызлов, в предстоящие десять лет России необходимо будет решить проблему создания новых транспортных коридоров.
Термин «транспортный коридор» появился в последние десятилетия двадцатого века, когда европейские и азиатские страны осознали, что для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей нужно развивать не только сами транспортные магистрали, но и сопутствующую им инфраструктуру: грузовые и пассажирские терминалы, производственно-техническую базу транспорта, системы безопасности. Оказалось, что на протяжении всего транспортного коридора необходимо применять совместимые технологии перевозок, а сами они должны находиться в нормативном поле, позволяющем беспрепятственно осуществлять все таможенные процедуры.
Сегодня через территорию России проходит несколько транспортных коридоров: два евроазиатских коридора («Север — Юг» и «Транссиб»), Северный морской путь, панъевропейские транспортные коридоры №№ 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
С развитием «Трансиба», с его интеграцией в международную систему коммуникаций связано будущее транспортной системы в Иркутской области, считает депутат Государственной Думы от Иркутской области, член комитета по энергетике, транспорту и связи Сергей Дубровин: «Сегодня Иркутская область становится важным звеном транссибирского транспортного коридора. В первую очередь, наша область привлекательна с точки зрения построения оптимальных логистических схем и наличия возможностей по комплексному обслуживанию транспортного коридора с Дальнего Востока до центра России. В первую очередь, это развитые железнодорожные и воздушные линии, сохранивший свой потенциал речной транспорт, производственная и проектная база для строительства автомагистралей. Это позволяет Иркутской области стать одним из важных элементов в реализации проекта «Транспортный коридор», одним из разработчиков которого стал Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи.
Проект «Транспортный коридор» направлен на усиление роли России в процессах, происходящих в Азиатском регионе (прежде всего в Китае и Средней Азии), поддержку геополитических партнёров за счёт динамичного привлечения международных транспортных потоков и системы движения внешнеторговых грузов через нашу территорию. Коридор позволит активизировать производственные и непроизводственные сферы, связанные с транспортной инфраструктурой, привлечь новые финансовые потоки. Главной задачей проекта является формирование «Евро-Азиатской дуги»: создание Среднеазиатского транспортно-промышленного коридора, который в центральной России будет соединяться с транспортными коридорами «Север — Юг» и «Транссиб». Это должно повлечь за собой создание международных центров приграничного сотрудничества, своего рода «сухих портов».
Иркутская область в реализации этого проекта заинтересована. Географически мы находимся рядом с пунктами автомобильных и железнодорожных пограничных переходов (Забайкальск, Наушки, Кяхта, Монды); являемся важнейшим центром воздушного транспорта на востоке России, активно создаём транспортно-логистические центры. Наконец, Иркутск располагает выставочным центром международного класса, здесь активизируется гостиничный бизнес. Всё это в сочетании с созданием «Евро-Азиатской дуги» даёт нам возможность создать современную социальную инфраструктуру, увеличить количество новых рабочих мест, модернизировать дорожные сети и улучшить бюджетное наполнение».
Эта проблема обсуждалась на межпарламентских слушаниях, которые прошли в рамках форума Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества, прошедшей недавно в Санкт-Петербурге (в ЕврАзЭС входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, а Армения, Молдова и Украина присутствуют в сообществе в качестве наблюдателей). Делегацию российского парламента на слушаниях возглавил председатель ГД ФС РФ Борис Грызлов, а Комитет по энергетике, транспорту и связи ГД представлял депутат Государственной Думы Сергей Дубровин.
«На слушаниях были сформулированы предложения, которые будут учтены при доработке программы единого транспортного пространства ЕврАзЭС, — рассказал депутат. — В первую очередь, они коснулись создания общего рынка транспортных услуг, предусматривающего равный режим для всех поставщиков транспортных услуг из государств-членов ЕврАзЭС. Также были затронуты вопросы доступа на рынок международных перевозок пассажиров и грузов, учреждения и функционирования транспортных компаний. Кроме того, решено начать разработку согласованного перспективного плана развития всех видов транспорта, поработать над сближением подходов к формированию железнодорожных тарифов на пассажирские и грузовые перевозки, согласовать пограничные и таможенные процедуры при осуществлении транспортных перевозок.
Сегодня в мире идут процессы сближения и консолидации. Считаю, что новая транспортная стратегия ЕврАзЭС — это первый реальный шаг в вопросах создания единого экономического пространства стран СНГ».