Секрет долголетия
В малом конференц-зале Института систем энергетики, что в Иркутском Академгородке, проходят предварительные и официальные защиты диссертаций. А стены этого уютного помещения практически всегда заняты - украшены! - произведениями какого-нибудь художника. И такие выставки завершаются их обсуждениями.
Ноябрьское мероприятие было посвящено работам члена самодеятельного художественного объединения «Бабр» Мининур Абдрахмановны Булатовой и приурочено к её 75-летию. Кроме бабровцев, пришли сотрудники института: они знают и помнят художницу — «свою Машу», 26 лет проработавшую в вычислительном центре, в самом сердце института.
Предварительная «квалификационная защита» работ Мининур как художника состоялась два года назад, и к новой выставке она явно учла замечания и пожелания зрителей и коллег по цеху.
Среди двух десятков представленных работ — акварели с летними и зимними пейзажами, натюрмортами, жанровой тематикой. Интересная деталь: на пейзажах нет Байкала. Среди выставлявшихся в институте пейзажистов такое случилось впервые. Как говорили участники обсуждения да и сама художница, она изображает лишь то, что близко именно ей, что пропущено через её сердце: например, скромная речка Олха, где Булатова постоянно бывает — и по грибы-ягоды, и просто для души. Эта речка — её личная, а Байкал — «мировое наследие», он слишком для неё большой, и его уж как только и кто только не рисовал.
Среди подарков коллег по цеху был полный инструментарий для работы маслом, включая уже загрунтованные картоны, — бери и пиши хоть прямо сейчас (реплика непричастных зрителей: «Вы бы что-нибудь там уж и нарисовали за неё!»). Как оказалось, это был очередной «ненавязчивый намёк» бабровцев: хватит акварелей, уже можно и пора переходить к маслу. Коллеги по институту намёк не поддержали: акварель, она и в Африке акварель, к тому же она мягче, прозрачнее и потруднее масла, здесь написанное не подправить, один слой красок другим не перекрыть, краски не соскоблить!.. А вообще выставка получила «всеобщее горячее одобрение»: в тщательно отобранных работах видна душа автора, всё изображённое было пропущено через себя, чтобы зритель смотрел глазами художника.
Объединению самодеятельных, в основном уже давно вышедших на заслуженный отдых живописцев и художников-прикладников «Бабра» уже 22 года. Вот выдержки из выступлений: «Надо всю жизнь готовить себя к творчеству в свободное время, когда оно появится», «Надо аккумулировать в себе солнечное тепло, чтобы потом отдать его другим», «Творить добро — один из секретов долголетия».