Принцип, проверенный жизнью
В минувшую пятницу состоялось очередное заседание Совета законодателей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Открывая рабочую встречу, спикер окружной Думы и хозяйка «круглого стола» Ирина Морохоева объявила повестку. В ней два вопроса, посвящённых объединению регионов: о деятельности Думы УОБАО и обсуждение концепции основных положений проекта Устава нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области, образуемой в результате объединения двух регионов Приангарья.
По первому вопросу слово предоставляется Любови Хахановой, советнику окружной Думы. В её выступлении подробно изложена информация о деятельности парламентариев автономии всех четырёх созывов, последовательно работавших над совершенствованием правовой базы, ориентированной на стабильный рост экономики региона.
Докладчица представила структуру самого законодательного органа и его аппарата, отметила приоритетные направления, по которым ведётся целенаправленная работа на протяжении всего этого периода: развитие агропромышленного комплекса, здоровье населения, повышение качества образования, обеспечение людей доступным и комфортным жильём…
С 14 апреля 1994 года депутатами УОБАО было принято почти семьсот законов. «Одним из главных направлений деятельности Думы округа действующего созыва, — подчеркнула Л.И. Хаханова, — является работа, направленная на укрепление правовых основ функционирования и взаимодействие окружных органов власти и органов власти местного самоуправления». В числе сегодняшних приоритетов Думы — участие в объединительном процессе и разработка нормативных правовых актов, ориентированных на реализацию национальных проектов.
В изложенной информации конкретно «прочитываются» вопросы, которые предстоит решить законодателям обоих регионов в оставшийся до завершения объединения регионов период. В их числе — о символике нового субъекта Российской Федерации, об окружном статусе, о сохранении и развитии национально-культурного наследия, о программе «Социальная поддержка населения округа» и защите трудовых прав государственных служащих при увольнении, обусловленном сокращением окружных органов исполнительной и законодательной власти…
И это лишь только часть вопросов, которым предстоит пройти ещё не одно обсуждение, прежде чем прийти к «общему знаменателю». И, вероятно, не по каждому из них общее решение будет принято «с первой попытки». Что ж, принцип «семь раз отмерь» проверен жизнью. Важно, что каждая такая встреча за «круглым столом» проходит в форме конструктивного диалога единомышленников, в равной степени заинтересованных в скорейшем решении одной задачи. А это значит, в уравнении «область плюс округ» может быть только положительный результат.
Именно так проходило обсуждение концепции проекта устава образуемого субъекта РФ, которую изложил в своём выступлении заместитель директора по законопроектной работе Института законодательства и правовой информации А.А. Петров.
Общее мнение законодателей обеих сторон: «В представленном на обсуждение документе разработаны основные положения устава. Вместе с тем над его проектом ещё предстоит основательно поработать. В частности, в разделе, определяющем полномочия высшей исполнительной власти образуемого субъекта — правительства области».
Законодатели выразили свою отрицательную позицию по отношению к Уставному суду, создание которого в вышеназванной концепции мотивируется «резким увеличением количества муниципальных образований (и, как следствие, нарастанием потока муниципальных правовых актов)… а также отсутствием у федеральных судов полномочий по признанию правовых актов не соответствующими конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации».
Общее мнение по этому вопросу высказала Людмила Берлина, заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области:
— Быть или не быть Уставному суду в будущем субъекте федерации, будет решать его законодательный орган. Считаю и последовательно высказываю своё убеждение: у нас нет никакой необходимости образовывать такую структуру. По федеральному законодательству уставные суды — это суды факультативные. Те задачи, которые возлагаются на них — оценка нормативно-правовых актов на соответствие их уставу, — могут рассматриваться федеральной юстицией. Федеральный суд в состоянии рассмотреть все коллизии и возможные споры, которые могут возникнуть, и принять по ним решение. Нужно сказать, что на сегодняшний день уставные суды работают лишь в пятнадцати субъектах. Там они были образованы ещё в конце 90-х и в последующие годы не были востребованы в остальных регионах страны. Поэтому считаю, что говорить об их необходимости нет никаких оснований.
— Людмила Михайловна, в только что представленной законодателям концепции, в заключительной её части, записано: «На территории прекращающего своё существование Усть-Ордынского Бурятского автономного округа образуется административно-территориальная единица с особым статусом, определяемым Уставом Иркутской области в соответствии с федеральным законодательством, — Усть-Ордынский Бурятский административный округ». Что заложено в понятие «особый статус»? И хотя на этот вопрос отвечали не однажды и с разных трибун, на сегодняшней встрече он прозвучал вновь. Теперь уже при обсуждении концепции проекта Устава.
Л.М. Берлина: Давайте уйдём в недалёкую историю. В октябре 2005 года в адрес президента было направлено обращение Законодательного собрания и губернатора Иркутской области, главы администрации и Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В этом документе мы сформулировали три основополагающих признака особого статуса.
На территории округа обязательно избираются депутаты Законодательного собрания, являющегося представительным органом уже нового, образованного в результате объединения, субъекта федерации. Это, прежде всего, четыре депутата-одномандатника.
Там же образуется исполнительный орган государственной власти областного значения, который занимается вопросами сохранения национальной культуры, самобытности, традиций народов, проживающих на территории округа.
И третий признак. Сегодня в Иркутской области 391 муниципальное образование. В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — 77. Ни одно муниципальное образование округа не пересматривается в границах, в своём статусе. То есть речь идёт о преемственности власти. Сегодня муниципальная власть работает в поселениях, в районах округа. Она же будет работать и после объединения.
А теперь несколько слов о символике… На первом заседании Совета законодателей (оно проходило в Иркутске) мы обсуждали вопрос возможности сохранения символики у административно-территориальной единицы с особым статусом. В соответствии с федеральным законодательством флаг и герб имеют как субъекты федерации, так и муниципальные образования. Нам предстоит вписать новую страницу в этот раздел современной России. Для этого в соответствующем законе должна появиться поправка, подтверждающая, что и административно-территориальная единица, наделённая особым статусом, может иметь и свой флаг, и свой герб.
Совет принял решение; мы обратились в геральдическую палату за оценкой и исторической справкой, попросили консультации в Государственной Думе. Думаю, в ближайшее время получим ответы и тогда станем реализовывать свои законодательные инициативы. Так что работа продолжается…
На снимке: Людмила БЕРЛИНА
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА