Что скрыто за терминалами
«Конкурент» уже писал о введении с 1 ноября системы отгрузки древесины через лесные терминалы («Внебиржевой учёт», №247-248). Отцы-основатели этого проекта утверждают, что данные мероприятия позволят пресечь нелегальный оборот древесины и наполнить простаивающие лесоперерабатывающие мощности внутри региона. Впоследствии эта мера подтолкнет лесопромышленные предприятия к глубокой переработке своей продукции, будут созданы рабочие места и увеличится налогооблагаемая база.
Право на организацию терминалов получили три десятка компаний; возможно, количество терминалов будет увеличено в два раза. Но на территории Иркутской области действуют более 300 лесозаготовителей-арендаторов, которым участки лесного фонда предоставлены на более или менее длительные сроки. Уж, по крайней мере, можно было резюмировать, что указанные лесозаготовители осуществляют свою деятельность на законных основаниях. Однако по каким-то неведомым соображениям с 1 ноября не все арендаторы имеют возможность самостоятельно отгружать свою продукцию. Интересно знать, имеется ли хоть сколь-нибудь осмысленное документальное обоснование названной цифры.
Как же предлагается организациям, не ставшим терминалами, продолжать свою деятельность? Бросить свои подъездные пути и погрузочные мощности, скорее всего, сократить людей, занятых на погрузке вагонов, и вывозить весь круглый лес на терминал. А уж на каком расстоянии он находится и сколько придётся на это затратить средств, это головная боль исключительно лесоотправителей. Эффективность дополнительных затрат на перевозку лесопродукции выглядит крайне сомнительной на фоне простоя собственных погрузочных мощностей.
Однако дополнительные затраты — это далеко не единственное, что вызывает недоверие к системе лесных терминалов. Интересен и порядок предоставления соответствующего статуса. Чиновники областной администрации, самостоятельно и абсолютно непублично исходя из ведомой только им целесообразности, принимают решение о том, кто попал в число избранных, а кто — в число отверженных. Мало кому известно, какие кабинетные интриги разыгрываются при распределении ограниченного числа терминалов.
Авторы идеи сами подчёркивают, что терминалы не имеют под собой достаточной правовой базы. Действительно, если обратиться к федеральному законодательству, то мы нигде не найдём такого словосочетания, как лесной терминал. Однако это ещё не означает отсутствия правовой регламентации. Мы уже задались вопросом, а почему нигде на территории РФ не действует ничего подобного. Может быть потому, что всё-таки это действительно экономически нецелесообразно? А может, ещё потому, что Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства и свободное перемещение товаров на всей территории страны? А ещё потому, что в законе о конкуренции имеется прямое указание на недопустимость устанавливать запреты на продажу товаров из одного региона Российской Федерации в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу товаров; необоснованно предоставлять отдельному или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Удивительна в этой ситуации позиция прокуратуры и антимонопольной службы. Эти государственные органы в первую очередь призваны обеспечивать соблюдение всеми должностными лицами федерального законодательства и обеспечение единства экономического пространства. Однако в настоящее время прослеживается либо их нежелание вмешиваться в ситуацию, либо неспособность принять волевое решение. По крайней мере, нововведения администрации Иркутской области продолжают действовать.
Первые дни после введения системы терминалов не показали экономического бума. Скорее наоборот. Мощности многих лесопромышленных предприятий простаивают, срывается план вагонооборота по железной дороге, недобираются таможенные платежи. Хотелось бы верить, что задумка с лесными терминалами хотя бы не приведёт к обратным последствиям в лесопромышленном комплексе, что не произойдёт спад производства, сокращение рабочих мест, а соответственно и снижение налоговых поступлений.
Весь негатив от введения системы лесных терминалов, возможно, вызван неспособностью региональной власти правильно расставить акценты в движении к модернизации ЛПК и грамотно реализовать хорошую идею. А может быть, стоило принимать другие меры для поднятия эффективности лесопромышленного комплекса Восточной Сибири. Например, вкладывать средства в строительство лесовозных дорог круглогодичного действия, в том числе к неосваиваемым ныне лесным массивам на севере области, привлекать льготные кредиты или разработать программу льготного налогообложения для организаций, внедряющих новые технологии, во взаимодействии с ВСЖД обеспечить бесперебойность подачи подвижного состава, реализовывать программы по обеспечению отрасли необходимыми кадрами и многое другое. Конечно, всё это не принесёт сиюминутного эффекта. Зато результатом деятельности региональной власти в рамках создания терминалов может стать парализация развивающихся средних и малых предприятий, их банкротство, и в конечном счёте передел в лесной отрасли области, который приведёт к отъёму сырьевых ресурсов и мощностей у одних предпринимателей в пользу других.