Без посредников
После публикации статьи, в которой речь шла о посредниках при продаже электроэнергии, редакция получила немало откликов. Основной вопрос, который задают нам читатели, касается зависимости уровня тарифов для населения от деятельности оптовых предприятий-перепродавцов. В том, что такая зависимость есть, сомневаться не приходится. Однако она не линейная, о чём мы и хотим рассказать.
Прежде всего, о главном. Тарифы на тепловую и электрическую энергию устанавливаются государственными органами — Региональной энергетической комиссией Иркутской области — на основе предельных тарифов, заданных Федеральной службой по тарифам. Причём вне зависимости от наличия или присутствия в какой-то территории посредника по всей Иркутской области тарифы для населения едины. Но вот стоимость передачи электроэнергии весьма отличается. Если для «Иркутской электросетевой компании» тариф на передачу 1 кВт-ч для населения составляет 20 копеек, а для потребителей на более высоком напряжении — ещё меньше, то для Усть-Кутского филиала ГУЭП «Облкоммунэнерго» стоимость этой услуги для населения составляет 41 коп., для бюджетных потребителей — 1,13 руб., а для «прочих» — 12,81 руб.!
За счёт чего формируются столь высокие цены? Разумеется, за счёт неоправданно высоких затрат, неэффективного управления, содержания бюрократического аппарата и так далее. Этот бизнес для предприятий-посредников прост: чем больше они покажут затрат и защитят их в РЭК, тем большие средства окажутся в их распоряжении. При этом сами посредники ничего не производят, а лишь доставляют продукцию, произведённую электростанциями «Иркутскэнерго». И, собирая деньги с населения, регулярно накапливают перед поставщиками долги.
Но вернёмся к тарифной теме. Может ли устранение этого лишнего звена помочь удержанию тарифов? Безусловно. Только за счёт экономии на ликвидации управленческого аппарата, дублирования диспетчерских и транспортных функций, за счёт экономии на масштабах и новых технологий «Иркутскэнерго» получается внушительная сумма. Добавим к этому инвестиционные возможности, экономию на объёмах закупок, увеличение прозрачности… И мы получим намного более вменяемые цены на транспортировку электроэнергии по Иркутской области, а значит, возможность влиять на тарифы в сторону уменьшения.
Ещё один вопрос: отразится ли это на интересах области? Пожалуй, отразится двояко. Во-первых, значительно повысится надёжность электроснабжения, что особенно важно для удалённых районов и возникающих новых производств. Во-вторых, находясь в областной собственности, электросетевая инфраструктура может быть передана в аренду, арендная плата будет поступать в областной бюджет, а стоимость сетей будет расти за счёт инвестиций и модернизации оборудования. Сегодня же, кроме проблем, ГУЭП «Облкоммунэнерго» области ничего не приносит. А заявленный областью курс на активное развитие региона требует единого энергетического пространства на территории всей области. И это ещё один плюс.