издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От истока до вершин

К 50-летию Иркутской ГЭС

Всё тоньше календарь уходящего года. И до юбилейных торжеств, посвящённых 50-летию Иркутской ГЭС, остались считанные недели. Поэтому мы снова возвращаемся на её территорию, и на этот раз нашим гидом становится Татьяна Борисовна Богатинская.

Выпускница Иркутского политехнического института, энергетик с почти двадцатилетним стажем; третий год возглавляет профсоюзную организацию станции. С её помощью и с надеждой на новые интересные встречи продолжаем наше дальнейшее «путешествие во времени». И вспоминаются даты, главные вехи полувековой истории и, конечно же, люди, чьи имена веско вписаны в биографию отечественной гидроэнергетики.

Первые на первой

Николай Николаевич Игнатов. Первый директор первой на Ангаре ГЭС. В этой должности был утверждён в январе 1955 года. С конкретными полномочиями по подготовке к пуску, наладке и вводу в эксплуатацию гидроэлектростанции. До этого назначения работал директором строящейся Иркутской ТЭЦ-1; ещё раньше — поднимал энергетику на Дальнем Востоке. Свою работу на ещё строящейся станции начал с формирования коллектива профессионалов, которым предстояло принять эстафету от гидростроителей. Отбирал лучших из лучших и, как показало время, в своём выборе не ошибся.

Уже через три года после пуска первых гидроагрегатов коллективу Иркутской ГЭС, одному из первых в Приангарье, было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда» с вручением переходящего Красного знамени, а ещё через год станция была награждена Почётной грамотой ВЦСПС…

В конце 55-го года на станцию прибыл Алексей Иванович Богун-Добровольский, первый главный инженер, которому до этого выпало восстанавливать под Ленинградом каскад электростанций, разрушенных в годы войны. К этому времени бригада Ивана Егоровича Асеева уже приступила к монтажу статора первого гидроагрегата.

Завидная биография

В том же 55-м в бригаде строителей-монтажников появился новый рабочий, демобилизованный офицер-фронтовик Игорь Трофимович Мяло. Через двенадцать лет ему предстояло взять управление станцией в свои руки, а пока… «Своё восхождение на «капитанский мостик» я начинал с должности монтёра, от самого подножия ГЭС, от основания первого агрегата», — вспоминает четвёртый директор станции-юбиляра. К этим словам остаётся только добавить, что в должности руководителя Иркутской ГЭС он успешно проработал два полных десятилетия и что на этом временном векторе осталась весьма и весьма впечатляющая веха -100 млрд. кВт-часов выработанной иркутскими гидроагрегатами электроэнергии. Веха эта отмечена конкретными цифрами, дающими начало отсчёта второй сотне миллиардов: 13 декабря, 16 часов 45 минут….

А совсем недавно, 4 ноября, друзья и коллеги поздравили Игоря Трофимовича, ветерана войны и труда, с восьмидесятилетним юбилеем. Суровая и завидная биография…

Вторым директором Иркутской ГЭС был Николай Павлович Науменко. До назначения на эту должность (1962 год) работал начальником турбинного цеха на Братской гидро-электростанции. Через два года приказом министра был переведён в штат «Ставропольэнерго»…

К родным берегам… через Асуан

Третьим был Иван Фёдорович Устинов, энергетик с опытом работы на крупных гидроэлектростанциях. Начинал на Куйбышевской, а продолжением (в 61-м году) стала Братская ГЭС, куда он был переведён на должность начальника электроцеха.

Требовательным, а порою и грозным руководителем остался он в воспоминаниях иркутян, работающих в ту пору на станции. Но с непременным добавлением к этим словам: «При этом всегда оставался справедливым, а поэтому — уважаемым».

Три года его работы директором Иркутской ГЭС завершились достойно — в 1967 году коллектив станции был занесён в «Книгу славных трудовых дел» Иркутского обкома профсоюза электростанций и электротехнической промышленности, но самого директора отозвали в распоряжение министерства. Как оказалось потом, отозвали, чтобы командировать в Египет на строительство второй очереди Асуанской гидроэлектростанции. «Ас-Садд аль-Али» — в арабском звучании.

После нескольких лет пребывания на берегах Нила Иван Фёдорович вернулся в Сибирь. Акклиматизация проходила уже на Саяно-Шушенской ГЭС, где он работал до 1974 года. Именно тогда получил новое назначение — директором Братской ГЭС, на которой и проработал более тринадцати лет.

Коллектив не ошибся

Станислав Петрович Новожилов… Его трудовая биография начиналась с должности монтёра на ТЭЦ-2 после окончания индустриального техникума. Заочно окончил политехнический институт. Строил электростанции на Кубе и в Ираке. Потом, до ухода на пенсию, постоянным местом работы стала Иркутская ГЭС. И его, пятого директора станции, в отличие от всех предшественников, утверждали в должности по новым правилам. Тем самым правилам, что были придуманы на волне перестройки. Если вы помните, это происходило в 1987 году, то есть в ту самую пору, когда руководителей крупных предприятий «демократично порекомендовали» не назначать «сверху», а избирать «волею коллектива». Сколько дров тогда по стране наломали! Естественно, были при этом счастливые исключения, как это произошло на Иркутской ГЭС…

И здесь нужно отдать должное зрелости, мудрости коллектива энергетиков, который к решению непростого этого вопроса подошёл не с позиции эмоций, продиктованных личными симпатиями, но объективно оценив деловые и человеческие качества каждого из претендентов на эту должность. И в результате принял безошибочное решение. Пятнадцать последующих лет (именно столько был у руля ГЭС избранный директор) безоговорочно подтвердили это. Тем более если учесть, что это были не самые лучшие для всей отечественной экономики годы. Для энергетики в том числе. Хотя, если быть справедливым, именно эта отрасль совершила переход в третье тысячелетие с наименьшими потерями. В отличие от многих своих партнёров и потребителей. И, несомненно, причина не только в запасе её прочности, но и в тех людях, которые способны удержать штурвал в руках вопреки любой непогоде.

Через тернии…

В 98-м году на Иркутскую ГЭС пришёл новый главный инженер, которому через четыре года суждено было стать преемником Станислава Петровича Новожилова. В нынешнем, передав штурвал станции Сергею Викторовичу Усову, «заступил» в новую должность: главный менеджер гидроэлектростанций «Иркутскэнерго». Ниже — несколько строк из его биографии, извлечённых из попавших нам на глаза документов.

Панкратов Олег Иванович. Выпускник Иркутского политехнического института. Специальность — электрические станции. Родился в семье кадрового военного в декабре 1946 года. Место рождения — Хабаровский край, станция Известковая. Женат. Три взрослые дочери. Работал на Иркутской, Усть-Хантайской, Усть-Илимской гидроэлектростанциях…

Вот, кажется, и всё, чем располагал я, отправляясь на встречу с шестым директором Иркутской ГЭС. Сколько «белых пятен» его биографии приоткрылось во время нашей беседы! Кратко, в рамках отведённого места в газете, передаю изложение его рассказа:

— В 64-м окончил 11 классов, заглянул в справочник для поступающих в вузы. Выбрал Иркутский политехнический. Специальность — электрические станции. Не хватило двух баллов — зачислили на промышленные тепловые станции, обнадёжили: на втором курсе будет возможность перевестись. После летних экзаменов работал в стройотряде на трассе Абакан — Тайшет, а к началу занятий что-то случилось со зрением. Пришлось взять академический отпуск с напутствием докторов: «Поменьше физических нагрузок. Побольше — на свежем воздухе». Одно из этих условий выполнил, устроился работать в геологическую партию.

До следующего 1 сентября освоил специальности канавщика, шурфовщика, взрывника. И действительно, зрение стабилизировалось на свежем воздухе, но не на сто процентов. В институте перевели на желаемую специальность, но без стипендии. Выход один — вечернее отделение и поиск работы… Новая запись в трудовой книжке: «Иркутскжилстрой» — сначала плотник, потом верхолаз-монтажник. А в мае — повестка в военкомат.

А дальше ЗабВО и новая специальность после учебки: радист-телеграфист… до 69-го года. В это время курс, с которым я поступал, уже защищал дипломы. И Лёша Стрельцов, мой товарищ по абитуре, получил распределение на Иркутскую ГЭС. Привёл меня на станцию, представил одному начальнику, другому. Приняли слесарем в турборемонтный цех по 4 разряду. Отработал год на Иркутской ГЭС… Узнал, каким трудом добывается электрический ток. И хотя сама станция уже покорила меня, но… ведь она-то была уже построена. Захотелось чего-то нового. Романтика, видимо, позвала. И в июне 70-го был уже на Усть-Хантайской ГЭС со студенческим билетом заочника.

Крепкие узы

Три месяца работал слесарем, потом перевели на должность мастера.

Чем дальше, тем больше прикипал к гидроэнергетике. Защитил диплом и в ту свою «пору хантайскую» женился. Моя будущая жена (выпускница ИПИ) работала на Иркутской ГЭС инженером-релейщиком. Почти четыре года мы там прожили. Старшая дочь там родилась. А когда был запущен последний агрегат, опять потянуло на новые места. Так и оказались в Усть-Илиме…

— Олег Иванович, но прошло время, и Усть-Илимская ГЭС перестала быть стройкой. Не появлялось больше желания поднять паруса романтики?

— Появлялось, конечно. Но жизнь диктует свои правила. Это и перспективы в самой работе. И дети. У нас к этому времени было уже три дочери. И много иных причин, которые со временем заставляют, как это сформулировано в пословице, семь раз отмерить, а уж потом… паруса.

— Вы и Наталья Сергеевна, ваша жена, крепкими узами связаны с энергетикой. Есть ещё кто-то (из ваших близких), кто работает или работал в этой отрасли?

— Старшая дочь — математик, преподаёт в Омском госуниверситете. Средняя — выпускница нашего факультета по специальности «электрические станции». Работает в фирме «Энергосбыт» начальником отдела. Младшая окончила ИГУ. Занимается турбизнесом. А вот её муж Вячеслав Анатольевич Матвиевский — он энергетик, заместитель начальника оперативно-эксплуатационного цеха на Иркутской ГЭС. Ну и отец жены Пресницкий Сергей Михайлович. В сороковые годы работал на строительстве гидростанций Чирчик-Бозсуйского каскада, в 50-м в числе первых приехал на Ангару. С первого дня до принятия станции в эксплуатацию возглавлял техотдел. А потом до пенсии трудился в тресте ВСЭСС. Кстати, его имя занесено на мемориальную доску, укреплённую перед входом в здание ГЭС.

— В 98-м вы вернулись в Иркутск. Какие главные задачи стояли перед вами — сначала перед главным инженером, потом — перед руководителем станции?

— Как вы понимаете, Иркутская ГЭС — старейшая в каскаде ангарских станций. А это значит, её оборудование устарело. И физически, и морально. Поэтому главные наши ориентиры — на модернизацию. Это и ближайшая, и главная наша задача, к решению которой мы уже приступили. Есть несколько вариантов решений. Это и возможность заставить реку работать с большей отдачей, и конструкторские решения, позволяющие получать от турбины большее КПД… Главное, что и учёные, и практики подготовили несколько конкретно реализуемых решений, позволяющих решить эту задачу в ближайшее время. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

— Значит ли это, что в недалёком будущем в справочниках, обозначающих мощность наших ГЭС, должны появиться новые, более впечатляющие цифры?

— Несомненно появятся. И тем скорее, чем активнее мы будем работать в этом направлении.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры