Каждому — по способностям
Мэрия предлагает области управлять землями свыше 100 гектаров
Законопроект о передаче неразграниченных земель Иркутска в областную собственность снят с повестки ноябрьской сессии Законодательного собрания Иркутской области. Депутаты решили взять тайм-аут перед принятием решения, которое может «столкнуть лбами» власти города и области. Сколько протянется земельное перемирие, неизвестно. Но у мэрии уже есть предложение - отдать области полномочия по распоряжению участками Иркутска свыше 100 га.
20 октября на заседании политсовета партии «Единая Россия» было принято решение рекомендовать сессии ЗС не рассматривать закон «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области». Рабочая группа, состоящая из представителей городских и областных властей, а также депутатов Заксобрания, собиралась дважды, но так и не сумела прийти к единому мнению. 21 ноября комитет ЗС по собственности и экономической политике, приняв во внимание этот факт, также рекомендовал сессии снять вопрос.
Напомним, что документ должен был быть рассмотрен ЗС во втором чтении. Основной вопрос — нужно или нет передавать земли города, собственность на которые не разграничена, в ведение области. 15 ноября в Иркутске состоялось заседание секции земельных и имущественных отношений Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Итог совещания, в котором приняли участие представители Красноярска, Читы, Ачинска, Хабаровска, Кемерова, Омска, — обращение к парламенту Иркутской области с просьбой отложить рассмотрение вопроса о земле. Основной аргумент — отсутствие подзаконных актов для полноценной реализации закона.
Раздел полномочий
Сегодня 19 субъектов России приняли законы по неразграниченным землям областных центров. В девяти регионах все полномочия переданы областным властям. Это Саратовская, Тверская, Костромская, Самарская, Нижегородская, Воронежская, Кемеровская, Орловская и Омская области. В Кемерове, Саратове, Твери, Нижнем Новгороде значительно усложнилась процедура передачи земель в аренду и собственность. С момента вступления законов в силу число переданных участков в каждом из муниципалитетов не превышает десятка. В Омске звучат предложения о приостановке закона и введении переходного периода. В Воронеже идут судебные разбирательства между мэрией и областью за право на землю.
В пяти регионах городские и областные власти разделили полномочия. В Читинской, Амурской, Новгородской областях, республиках Башкортостан и Марий Эл властям региона дано право распоряжаться землями, находящимися под объектами областной собственности, переданными в аренду из областной собственности, а также землями, на которых расположено имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти. Впрочем, каждый субъект вопрос разделения полномочий решает по-своему. Так, в Новгороде области отходят земли предприятий, признанных банкротами, где в уставном капитале не менее 50% госсобственности. В Республике Башкортостан правительство распоряжается рекреационными землями и землями историко-культурного назначения.
Ещё пять субъектов приняли решение отдать регионам лишь часть полномочий. Это произошло в Псковской, Курганской, Тюменской, Ленинградской областях и Республике Саха (Якутия). Во Пскове область берёт на себя полномочия по распоряжению участками, отведёнными под строительство, землями в зоне охраняемых объектов культурного наследия, землями, под которыми есть доказанные участки недр, и имеет право продать землю под объектами областной собственности. А вот в Кургане муниципальные власти по-прежнему распоряжаются землями под зданиями жилищного фонда, имеют право предоставлять участки под индивидуальное строительство, торгово-бытовые объекты без специальной регистрации, распоряжаться участками «коммунальных» земель. В Республике Саха (Якутия) за мэрией осталось право распоряжения участками, предоставленными индивидуальным предпринимателям под ведение торговли, а также под личную застройку. Ленинградская область пошла по другому пути — правительство области распоряжается участками свыше 3 га.
Во Владивостоке закон выносился на рассмотрение парламентариев, но был отклонён. В Красноярске земли оставлены в собственности муниципалитета. Результат — объёмы строительства в городе были увеличены с 400 тыс. кв. м в 2004 году до 700 в 2006. «Я не думаю, что строительство жилья может затормозиться старой системой земельных отношений. Скорее можно говорить о том, что такое случится, если будет введена новая», — считает директор департамента КУМИ Красноярска Валерий Юмашев.
Три строчки
Впрочем, областные власти ряда регионов готовы идти на конфликт с мэрией. Город Хабаровск находится в стадии тревожного ожидания. Мэрия не нашла общего языка с областными чиновниками. Закон о передаче земель в собственность региона был принят без согласия муниципальных властей и вступит в силу с апреля 2007 года. Это разрушит отлаженную систему земельных отношений, которая давала неплохие результаты, уверены городские чиновники (за последние годы «земельные» доходы города увеличились в 30 раз).
То, что Хабаровску ещё предстоит, Омск оценил уже в полной мере. Здесь закон действует с июля 2006 года. Однако земельная «рутина» осталась в ведении муниципальных властей, тогда как область пока выступает в качестве свадебного генерала. «По сути, мы разорвали существующую цепочку земельных взаимоотношений между собственниками, арендаторами и мэрией, — считает начальник отдела контроля и исполнения природно-ресурсного законодательства управления земельными отношениями администрации Омска Александр Устинов. — Передача земель с точки зрения организации — чрезвычайно трудоёмкий процесс. Существует ряд вопросов, которые в Омске не решены. К примеру, проблема разграничения земель по федеральной муниципальной реформе, собственность под многоквартирными домами. Становится ясно, что без переходного периода не обойтись».
— Земельная реформа в РФ началась только пять лет назад. Сегодня приняты поправки в Земельный и Градостроительный кодексы, — согласен с коллегой председатель КУМИ города Кемерова Сергей Прокопьев. — Не решены такие проблемы, как организация контроля за соблюдением земельного законодательства на территории муниципалитета, порядок проведения публичных слушаний по земельным вопросам, торгов, нет информационного обеспечения градостроительной деятельности. Понятно, что накладывать на эти проблемы ещё и передачу земель — значит неимоверно усложнять систему.
— Документ, в котором только три строчки, — не документ, — заявляет и председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Иркутска Леонид Ощерин. — Я сейчас рассуждаю как технарь. Каждый день я принимаю по 200-300 человек по земельным вопросам. Что будет, когда в эту систему включится ещё одно звено — областная власть? До каких пределов увеличатся сроки рассмотрения этих вопросов? Надо садиться и разрабатывать подзаконные акты, а уже после этого — закон. Мэрия Иркутска готова к такому сотрудничеству.
Мэр Иркутска Владимир Якубовский озвучил свой план возможного сотрудничества городских и областных властей. Он предложил сформулировать норму о передаче полномочий в следующей редакции: мэрия распоряжается земельными участками до 100 га, остальные остаются области. Именно такие крупные площадки могут стать базой для реализации планов обладминистрации по жилищным проектам. Здесь же областные власти могут опробовать проекты по развитию коммунальной жилищной инфраструктуры города, считает мэр. Ответа областной администрации на это предложение пока не последовало. Однако областные чиновники уже заявили о том, что пауза в земельном вопросе пойдёт на пользу обеим сторонам.
Кусок земельного пирога
Общая площадь земель Иркутска — 27998 га. Около 8,5% из них находятся в федеральной собственности, 0,12% принадлежит области, 0,31% распоряжается муниципалитет, а 3,2% отдано в частную собственность. Таким образом, под понятие «неразграниченные» подпадают 87,93% земель. В случае принятия закона о земле именно эти участки отойдут в распоряжение области. Однако реализовать за счёт этих участков федеральный проект «Доступное жильё» будет затруднительно. Около 15,3% — это земли общего пользования, более 35% — земли водного и лесного фонда, 5,5% — земли под режимными объектами, 0,8% — под объектами специального назначения. Это означает, что реально распоряжаться можно только 30,21% земель. Из них лишь 7,8% ещё не вовлечено в градостроительную и иную деятельность.