Эта вечная загадка…
В минувшую пятницу коллектив Иркутской объединённой гидрометеорологической станции принимал поздравления со 120-летием с начала систематических метеорологических наблюдений в Иркутске.
Это, конечно же, общий юбилей всего Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и его многочисленных подразделений, включая обширную сеть метеорологических станций и наблюдательных постов. Включая родственные научные, исследовательские организации, когда-то отпочковавшиеся от гидрометеослужбы и теперь живущие самостоятельно. Но главные герои — небольшой (всего-то 13 человек) коллектив Иркутской объединённой гидрометеорологической станции. Она прямой потомок Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории, основанной член-корреспондентом Петербургской Академии наук Эдуардом Штеллингом. Здесь, на этой площадке, где сейчас установлены приборы метеостанции, 120 лет назад впервые началось регулярное инструментальное наблюдение за метеорологическими и магнитными явлениями.
Светлана Томшина, начальник станции, рассказывала мне, что в её коллективе есть несколько очень опытных ветеранов, а в основном работает молодёжь. Она подчёркивает, что именно метеорологи — основа основ этого важного и сложного дела. Они начальное звено в сложной цепочке от наблюдений до конечного результата — составления прогноза.
— Очень хорошие девочки, — улыбается Светлана Вениаминовна. — Коллектив сплочённый, дружный, весёлый. Мне, как начальнику, очень легко работать с ними. Я за коллективом — как за каменной стеной. Знаю, что всегда всё будет выполнено и сделано, как положено.
Актовый зал управления оказался слишком тесным для такого события. Представители очень разных организаций и предприятий, желающие поздравить юбиляров, поместились с трудом, а добрые слова в адрес основателей Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории и всех поколений метеорологов, вплоть до работающих сегодня, потоком выплёскиваются сквозь распахнутые двери в коридор. Аплодисменты и взрывы доброго смеха слышатся даже на улице.
Церемония вручения цветов, подарков и поздравительных адресов затянулась надолго. Похоже, что метеорологи даже сами не предполагали, что у них окажется столько друзей, клиентов и даже «родственников». Причём не только в Иркутске, но и в соседних регионах, и в столице, и во многих других городах России.
Александр Потапов, заместитель директора Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, в своём поздравительном слове назвал юбиляров родственниками, поскольку в 30-х годах прошлого века магнитные наблюдения перешли в ведение комплексной магнитно-ионосферной станции, которая и превратилась после ряда преобразований в существующий сегодня институт. Он же напомнил знаменательную веху в истории, сделавшую Иркутскую магнитно-метеорологическую обсерваторию всемирно известной.
— В 1904 году здесь началась непрерывная регистрация всех компонентов магнитного поля на фотоносителе, — вспоминает учёный. — А в 1908 году упал Тунгусский метеорит. Так вот ионо-сферный эффект Тунгусского метеорита оказался зафиксирован только Иркутской магнитно-метеорологической обсерваторией. Была получена единственная в мире магнитограмма того события. И к настоящему времени на её основе написаны уже сотни, а может быть, даже тысячи научных работ.
Он рассказал также, что в США сейчас снимается телевизионный фильм о Тунгусском феномене. По просьбе продюсера учёный отправил в Лос-Анджелес исторические фотографии об Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории и копию знаменитой магнитограммы. Так что о сегодняшнем юбилее иркутских метеорологов знают не только в России, но и за океаном, на противоположной стороне планеты.
С. Томшина, оказавшаяся руководителем станции, продолжающей дело, начатое 120 лет назад, очень смущена таким вниманием к её коллективу. Впервые слышит она столько добрых слов от коллег и совсем незнакомых людей и впервые принимает столько подарков для своего небольшого коллектива. Цветы и картины — это прекрасно, это хорошее настроение. Большие фотографии в рамках — не только красота, но ещё и документальность. Здесь очень давно и бережно хранится старинная чёрно-белая фотография территории обсерватории, сделанная… с аэростата (!) в 1907 году известным геофизиком, климатологом Аркадием Вознесенским, руководившим магнитно-метеорологической обсерваторией с 1895 по 1917 годы. А сегодня коллективу подарена похожая, но современная, цветная фотография — вид на площадку сверху. Ракурс почти тот же, только новый снимок сделан… из космоса!
А подарки всё прибавляются. Микроволновая печь — замечательно! Потому что работают техники-метеорологи круглосуточно. Бегать в столовые некогда: восемь раз в сутки в строго определённое время он должен выйти на улицу и снять показания приборов, а если погода начинает резко меняться, приходится выходить и 10, и 16 раз в сутки. Кто-то дарит компьютер — техническое перевооружение, которое юбилярам желали многие, похоже, начинается прямо сейчас, в день празднования юбилея. Леонид Проховник, начальник территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, добавил радости всем, сказав, что, по сообщению из Москвы, в ближайшие годы начнётся техническая реорганизация всей системы Росгидромета.
— Это будет третья техническая революция в Росгидромете, — сказал он и выразил надежду, что в числе первых самыми современными приборами и оборудованием будет оснащена именно метеостанция Иркутск — прямой потомок магнитно-метеорологической обсерватории. В ноябре 1886 года она начала измерения магнитного поля и систематические наблюдения за погодой в Иркутске, положив начало созданию разветвлённой сети наблюдений. В 1900 году метеостанций разных разрядов было уже 79, а в 1914-м — 157…
Татьяна Дикан, начальник Иркутского гидрометцентра, в составе которого теперь находится первенец и прародитель обширной современной службы погоды, поздравляет коллектив с юбилеем, благодарит «девочек за труд повседневный, круглосуточный, круглогодичный», желает им лично много всего хорошего, а самой станции — традиционных «долгих лет жизни». Леонид Проховник не удержался и поправил Татьяну Георгиевну, пожелав станции «вечной жизни».
— Это какие-то другие организации появляются, трансформируются, меняют адреса и живут долго или коротко, — говорит Леонид Борисович. — А метеорологическая станция, возникшая здесь 120 лет назад, благодаря особой специфике будет существовать на этом самом месте всегда. Кто-то из сегодня присутствующих в зале отметит и 150-летний юбилей. Потом будут и 200-летние, и 300-летние. А потомки будут рассматривать наши фотографии, как мы рассматриваем фотографии наших предшественников, основателей метео-службы.
После торжественного собрания с трудом пробился к С. Томшиной. Спрашиваю, почему метеостанция, которой она руководит, называется объединённой.
— Потому что, кроме традиционных метеорологических, наша станция выполняет ряд специальных наблюдений, — отвечает Светлана Вениаминовна. — Мы следим за атмосферным озоном, за элементами атмосферного электричества, ведём актинометрические наблюдения. А с нынешнего года организованы ещё и уникальные наблюдения за ультрафиолетовой радиацией…
Прав Леонид Проховник, нынешнему юбиляру, метеостанции Иркутск, предстоит вечная жизнь. Причём не только в себе самой, но и в иных исследовательских структурах, которые есть уже и наверняка появятся ещё на результатах исследований, проводимых сегодня объединённой метеостанцией Иркутск.