Собор-первенец
Окончание. Начало в номере №242-243 от 03.11.06
Середину двадцатого века Богоявленский собор встретил в непри-глядном виде. «Натурные обследования выявили многочисленные переделки, нарушившие древние конструкции. Были ослаблены междуэтажные перекрытия, разрушены своды, полностью разобрана трапезная собора, перестроена колокольня. Почти все арочные проёмы были растесаны, первоначальные проёмы заложены. Поздними, не характерными для памятников были крыши и главы», — писала архитектор Галина Оранская, составляя проект реставрации собора.
В 1967 году хлебозавод переезжает в соседнее с собором здание, а в Богоявленском соборе начинаются реставрационные работы. Помимо восстановления основных строительных конструкций перед реставраторами стояла задача возвратить декоративное убранство собора, которое он утерял в результате многочисленных переделок. Часть украшений сохранилась на стенах — в чердачных перекрытиях, в углах соединений. Материал для реставрации дали и исследования культурного слоя. В почве под стенами храма нашлись остатки резного цоколя, рельефные подоконные доски, по которым исследователи восстановили облик декора.
Говоря о реставрации храма, нельзя не отметить заслуг Олега Кикаса, каменщика научно-производственной мастерской при областном управлении культуры. Спасская церковь, Богоявленский собор, Троицкая церковь — многие храмы Иркутска обрели первозданный вид благодаря его мастерству.
Огромная работа была проделана по реставрации изразцов, украшавших Богоявленский собор. Технология производства полихромного, то есть многоцветного, изразца была освоена в середине XVII в. в мастерских при Иверском и Новоиерусалимском монастырях, куда, в свою очередь, она была принесена мастерами из Белоруссии и Литвы. Для XVII — XVII века это искусство требовало наличия специальных знаний и материалов. Изразцы формовали из глины с добавлением песка и извести, сушили и обжигали при температуре 900° для придания им необходимой прочности. Потом рельеф расписывали вручную кистями и снова обжигали. Первые полихромные изразцы рассылались патриархом Никоном в виде подношений, и скоро украшение фасадов изразцами стало излюбленным приёмом мастеров допетровской эпохи. Но наступление русского классицизма вытеснило изразцы с храмовых фасадов на печи…
Используя те изразцы, которые пощадило время и люди, мастера заново открыли секрет мастеров. Это заслуга преподавателя Иркутского училища искусств Алексея Штанько, который несколько лет кропотливо экспериментировал, подбирая оптимальный рецепт. После его кончины дело продолжили прославленные мастера-изразечники из Ярославля — исторического центра этого искусства. Летом 1979 года сто тридцать сверкающих новенькой поливой изразцов украсили фриз четверика Богоявленского собора.
Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985 год, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом. Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 году собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма. В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.
Нынешний облик Богоявленского собора — нарядный, праздничный — сильно отличается от его исторического прошлого. Уместно ли это? Это сложный вопрос, особенно если речь идёт не о музейном экспонате, а о здании, которое сегодня живёт той жизнью, к которой его предназначили зодчие, — в соборе сегодня действующий православный храм.
К слову, и реставрация памятника не была доведена до конца. Так, в отсутствие точных данных архитекторы не решились восстановить пятиглавие на куполе основного объёма. А жаль, ведь рисунки Красовского донесли до нас облик именно пятиглавого храма.
Историк Татьяна Крючкова отмечает, что при реставрации не были восстановлены подвалы. Под сводами подвалов Богоявленского собора при Иннокентии I, по просьбе Провинциальной канцелярии, помещалась государева казна, вывозимая при караванах из Пекина. Позже эти подвалы отдавались купечеству для помещения товаров за неимением каменного гостиного двора, с платежом в пользу церкви одного рубля в месяц. Кроме того, в подвале были оборудованы печи для отопления помещений, которые просуществовали до 1832 года. Подвалы были частично засыпаны во время деятельности хлебозавода, а во время реставрации их засыпали окончательно. А ведь помимо исторической ценности эти помещения позволяли циркулировать воздуху, просушивали стены. В отсутствие подвала стены постоянно подсасывают влагу, что создаёт риск появления грибка.
Сегодня, как и два столетия назад, собор Богоявления находится в центре культурной и общественной жизни города. Традиционно воскресной литургией и крестным ходом начинаются фестивали «Сияние Россия». А в нынешнем году крестный ход начался с освящения барельефа у входа в Богоявленский собор с изображением святителя Иннокентия, как святого, много сделавшего для утверждения православной духовности на сибирской земле.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА