издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оптовая энергетическая торговля

Куда уходят средства потребителей электроэнергии?

  • Автор: Николай СОБОЛЕВ

Европа погружается во тьму. Круизный лайнер Norwegian Pearl, построенный в городе Папенбурге (Германия), должен был пройти по руслу реки Эмс и выйти в открытое море. По правилам безопасности на время прохода гигантского судна энергетики должны были отключить проходящую над рекой линию электропередачи, а энергопотоки переправить на другие ЛЭП. Однако произошёл сбой — резервные ЛЭП оказались перегруженными, сработала аварийная автоматика, и они отключились. В Германии началось массовое отключение потребителей от сети. Эффект домино вызвал каскадное отключение электричества для десятков миллионов европейцев, транспортных систем и промышленных предприятий.

Это вовсе не сценарий очередного фильма-катастрофы — это краткая последовательность реально произошедших событий 4 ноября 2006 года. Этот кризис дал толчок новым дебатам по поводу того, что же делать благополучной Европе со стремительно изнашивающимися электросетями. По оценкам экспертов, снижение темпов строительства новых ЛЭП в Европе в два раза привело к тому, что необходимые дополнительные инвестиции оцениваются как минимум в 1,5 млрд. евро (при ежегодно вкладываемых 4 млрд. евро ежегодно).

«Ну и что?» — спросите вы. Наша энергосистема, созданная во время всеобщей централизации, совершенно не похожа на западную и превосходит её по надёжности.

И вы будете в чём-то правы. Однако, в отличие от Европы, где, хоть и с отставанием от 70-80-х годов, деньги в новые распределительные сети всё-таки вкладывались, в наших условиях это оказалось делом куда более сложным. И вот почему. Если крупные энергетические предприятия, такие как «Иркутскэнерго», пройдя пик падения производства и снижения потребления, вышли на новый уровень развития, серьёзно сократив издержки, поработав над оптимизацией производственных, управленческих, транспортных и прочих проблем, то менее серьёзные организации оказались к этому не готовы.

В качестве яркого примера можно привести второе по масштабу энергетическое предприятие Приангарья — «Облкоммунэнерго» (ОКЭ), которое занимается электроснабжением населения и предприятий практически по всей области. Управляя всей электросетевой инфраструктурой, находящейся в областной собственности, на протяжении всех этих лет ОКЭ, по сути, находилось на иждивенчестве: собирая деньги с населения по установленному тарифу, предприятие рассчитывалось (а чаще и не рассчитывалось вовсе) с производителем электроэнергии — «Иркутскэнерго» по особому тарифу, который был значительно ниже отпускного. Для такого рода организаций был даже придуман специальный термин — оптовые предприятия-перепродавцы. Банальные посредники то бишь. Характерен в этом плане основной вид деятельности Ангарских электрических сетей, филиала «Облкоммунэнерго»: «Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами».

Сейчас сложно сказать, уходили ли средства потребителей на мотоциклы или иной транспорт, однако факт в том, что основные производственные фонды предприятия — собственно электрические сети, трансформаторы, подстанции и т.д. — медленно, но верно превращались в хлам. Действуя по принципу «проси больше», бывшее руководство ОКЭ старалось закладывать в тарифы свои расходы по максимуму, особо не утруждая себя ни увеличением пропускной способности сетей, ни уж тем более строительством новых объектов. Ответ на любые упрёки был один: нет средств.

Ещё при прежней администрации области эту проблему пытались решить, передав распределительные сети «Облкоммунэнерго» в аренду «Иркутскэнерго» либо создав единое предприятие, действующее по всей области и обладающее необходимыми финансовыми и производственными ресурсами. Однако окончательное решение принято не было (говорят, что этому сопротивлялись некоторые чиновники администрации, а само «Иркутскэнерго», руководствуясь требованиями законов о реформировании, создало самостоятельную Иркутскую электросетевую компанию (ИЭСК), которая объединила все магистральные и распределительные сети компании. К слову, и тариф для услуг по передаче электроэнергии сегодня принимается региональной энергетической комиссией отдельно.

Но ситуация с распределительными сетями по-прежнему остаётся проблематичной. Мы уже писали, что сегодня остро стоит вопрос с подключением новых потребителей и увеличением мощности для уже существующих. Во многом это объясняется политикой, проводимой прежним руководством «Облкоммунэнерго»: минимальные инвестиции при максимальных затратах. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. В ОКЭ появился новый руководитель, а в органах власти растёт понимание того, что для «расшивки узких мест» своими силами унитарное предприятие, коим является «Облкоммунэнерго», ничего не сможет сделать. Да и в областном бюджете средств на строительство электросетевых объектов не предусмотрено.

Ещё летом глав муниципальных образований предлагали в качестве одного из вариантов решения проблемы передачу сетей в аренду «Иркутскэнерго», точнее, ИЭСК. Такой подход был в целом одобрен РЭК и нашёл понимание у губернатора области — это позволило бы привлечь внебюджетные средства в развитие инфраструктуры, в которой остро нуждается регион накануне реализации крупных проектов. Но теперь встаёт другой вопрос: пойдут ли на это энергетики? Можно предположить, что ИЭСК будет готова принять сети на свой баланс в том числе и по рыночным соображениям: акции электросетевых компаний, выделившихся из РАО «ЕЭС России», сегодня уверенно растут на фондовых биржах. Консолидировав электросетевые активы региона, ИЭСК сможет не только легче привлекать средства для реализации проектов по обеспечению более надёжного энергоснабжения, но и, сократив ненужные административные и производственные издержки, работать над главным: строить новые объекты во избежание таких кризисов, как в Европе 4 ноября.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры