издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отправка номер раз

Два раза в год областной сборный пункт на станции Гончарово распахивает свои двери перед желающими послужить Родине. В последнее время традицией стала торжественная отправка призывников. На это мероприятие приглашаются не только родные, но и представители общественных организаций, журналисты, политики. Так Министерство обороны, с одной стороны, пропагандирует службу в армии, с другой - внедряет в свою работу элементы гласности и публичности. Что не может не радовать…

Нестройные ряды призывников поливал холодный ноябрьский дождик. Почему-то половина призывников уже переодета в военную форму, вторая стоит в строю в чём попало. Не секрет, что в армию родители отправляют сыновей в одёжке попроще, и по прохладной погоде пятнистая половина в тёплых бушлатах чувствует себя явно комфортней. «Сейчас подвезут размеры — и остальных переоденем», — бурчит проходящий мимо прапорщик.

Остались считанные минуты до начала церемонии, а родители и друзья призывников продолжают подтягиваться. Родители выглядят озабоченно, а компании парней и девушек явно утомлены недавним застольем. Нынешние времена отличаются либерализмом — через контрольно-пропускной пункт пускают практически всех, за исключением явно нетрезвых провожающих. Раньше, бывало, личный состав сборного пункта приходилось усиливать сотрудниками ОМОНа. Милиционеры изымали спиртное и утихомиривали тех, кто чересчур увлёкся проводами земляка…

Гражданские толпились, матери и девушки нервничали, мужики большей частью настроены были философски: «Я служил, и сын послужит». Курили в кулак — видимо, по старой привычке курить на плацу назло запретам. Докторов наук в толпе не наблюдалось, было видно, что в армии служит большей частью народ простой. Один из отцов, глядя на суету военных, меланхолично спросил: «Так, а где прапорщик Шматко?» — имея в виду героя популярного телесериала.

Между тем кто-то из родителей обнаружил отсутствие чада в строю. «Уже отправили?» — забеспокоились матери. Лейтенант ткнул пальцем в сторону казармы и сухо прокомментировал, что часть призывников «в другой группе». В самом деле, через стёкла казармы виднелись какие-то лица и вялое движение.

Тем временем офицеры дождались всех приглашённых. На церемонию первой отправки в войска прибыли депутат Государственной Думы Сергей Дубровин, председатель комитета солдатских матерей Тамара Бабкина. Команда «Равняйсь-смирно» была выполнена призывниками весьма условно, в иной части так и вольно не стоят, но у ребят всё ещё впереди. Выступления присутствующих были краткими и энергичными. Погода явно не способствовала длительным речам. Депутат Государственной Думы Сергей Дубровин обратился с напутственным словом, пожелав ребятам успешно пройти службу в Вооружённых силах, наказал им не посрамить честь воинов-сибиряков и с достоинством нести тяготы и лишения военной службы. Депутат заверил призывников, что за их судьбой пристально будут следить не только родные и близкие, но и комитет солдатских матерей, и вообще просил помнить о том, что земляки в трудную минуту их не оставят.

Наконец, скомандовали «к торжественному маршу». Строй призывников потянулся по периметру плаца. Как водится, при выполнении команды «правое плечо вперёд» кто-то вывалился из строя и некоторое время маршировал в индивидуальном порядке, пока не был водворён обратно в строй ласковым словом старшины. После прохождения каждый из призывников получил в подарок небольшую картонную коробочку — судя по всему, в ней было граммов двести конфет. Телевизионщики запросили для интервью живого призывника — по мановению руки подполковника призывник немедленно нашёлся и начал довольно складно рассказывать о том, как он готовился к службе в армии. Сложилось впечатление, что он был морально готов к интервью. Строй, уже вовсе не в ногу, отправился в клуб сборного пункта, а приглашённые персоны и журналисты — осматривать помещения, в которых работает военно-медицинская комиссия.

Тем временем из казармы без лишнего шума офицеры вывели скрывавшуюся до поры «другую группу» призывников. По-видимому, эти молодые люди готовились к службе в армии по-своему, на лицах явно чувствовались последствия длительных алкогольных возлияний. Создалось впечатление, что молодое пополнение из состава этой команды не порадует своих будущих командиров — как, похоже, не радовало и участковых инспекторов милиции по месту жительства…

В клубе офицеры ещё раз провели перекличку, после чего к чадам допустили родителей. Те, к кому родители не доехали, неспешно исследовали содержимое подарков и искали по карманам сигареты. Невооружённым глазом заметно, кто идёт в армию с охотой, а кто — не очень. С теми, кто без желания, разговор не клеится. Ребята отводят глаза, уходят от разговора. Как прокомментировал своё нежелание общаться с прессой не назвавшийся молодой человек из Иркутска, «показуху говорить я не буду, а как на самом деле — не хочу. Нам бы сейчас себя лучше вести потише, не высовываться».

Тем не менее нашему корреспонденту всё же удалось разговорить нескольких ребят — из тех, кто послужить явно не прочь. Егоров Артём, держится очень уверенно, форма, что называется «сидит», будто сшита по нему: «Я призван Ангарским городским военкоматом. Закончил в этом году Ангарскую государственную техническую академию по специальности «автоматизация технологических процессов», буду служить один год в погранвойсках. Имею неплохую физическую подготовку: кандидат в мастера спорта по греко-римской борьбе, чемпион Ангарска, чемпион области, входил в число призёров всероссийских соревнований. Считаю, что мне служить будет легче, чем другим. Но физические данные — не самое главное, многое зависит от настроя. Я ещё после четвёртого курса решил, что пойду служить. И для меня повестка в армию не была неожиданностью. Когда повестка пришла, мы собрались всей семьёй и решили, что в армию надо идти обязательно. В нашей семье все думают, что её должен пройти каждый настоящий мужик, до меня брат отслужил. Дед Кашко Дмитрий Яковлевич, по материнской линии, воевал, его ордена и медали хранятся у нас дома. А когда вся семья благословение даёт, то тогда тем более надо служить».

Александр Башарин, 21 год, уже в форме, но выглядит расстроенным: «Я из Киренска. Гражданская специальность — судоводитель, по Лене ходил три года помощником механика на буксирах «Селенга», «Лобанов». Хотел в Читу попасть, в учебку, получить воинскую специальность танкиста или артиллериста, выучиться на сержанта. Медкомиссию не прошёл, очень строгий отбор».

Шуганов Владимир, из Нижнеудинска, ещё в «гражданке»: «На сборном пункте уже третий день. Ну, что сказать… Кормят хорошо, каша с мясом утром, обед из трёх блюд, с собой ещё привезли продуктов. Когда учился в школе, была военная подготовка, на трёхдневных сборах был. Там мы изучали уставы, знаки отличия, как приветствовать старших по званию и как ходить строевым шагом. Бегали кроссы с полной выкладкой, стреляли из автоматов — по три полных автоматных рожка. Сейчас жду медкомиссии, хочу в десантные войска».

Пока идёт разговор, начинается суета — офицеры выкликают фамилии тех, кому пора на медкомиссию. Чтобы оставшиеся не скучали, замполит включает музыкальную программу, благо в последнее время в популярном репертуаре прибавилось патриотической тематики. Разговаривать становится невозможно… Под завывания Леонида Агутина «нааадо так случиццца… йа… еду на границцу» мы покидаем областной сборный пункт — покидаем, искренне желая удачи ребятам, у которых впереди два нелёгких года военной службы.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры