издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Любовь и её куклы

На протяжении творческой жизни она играла в основном мальчишек, а ещё кошечек, собачек, бегемотиков и прочую живность, которая бывает главными персонажами спектаклей кукольного театра. В послужном списке Калиниченко они появились благодаря проникновенному голосу с чуть низковатым тембром. Этот голос, как певческий, не перепутаешь ни с каким другим, он имеет столько оттенков и красок, что его модуляции могут создавать целый мир, в котором живут герои актрисы.

С внешностью и талантом Любови Калиниченко можно было бы стремиться на сцену драматического театра, быть героиней спектаклей для взрослых зрителей. Если ей и приходили такие мысли в голову, то мимолётом, были обыкновенной игрой воображения. Своих партнёров-кукол она полюбила с детства, с того момента, когда пришла во Дворец пионеров в студию кукольного театра.

Играя в этом театре все школьные годы, она не только обрела в нём профессию, но и встретила будущего мужа — Андрея Калиниченко. Рано поженившись, они каждый своим путём пришли в театр кукол. Люба поступила в Восточно-Сибирский институт культуры, и её тут же взяли на работу в Улан-Удэнский театр кукол, Андрей поехал за ней, тоже захотев попробовать себя в качестве актёра. Но историку с университетским образованием одной сцены было мало, он начал помогать осветителям, радистам, монтировщикам, администраторам, одним словом, стал «палочкой-выручалочкой» театра. Этот опыт работы и помог ему в конечном счёте занять должность директора областного театра кукол «Аистёнок».

Супруги Калиниченко — иркутяне, поэтому после института, в котором Люба окончила режиссёрский факультет, они вернулись в родной город. Андрей начал работать администратором театра, жена стала актрисой. Более гармоничной, дружной пары трудно было представить, они помогали друг другу не только дома, но и на работе, думали одинаково, дышали одним воздухом закулисья и казались по-настоящему счастливыми людьми.

Кроме ролей, на отсутствие которых актёры театра кукол пожаловаться не могут, Любовь Фёдоровна начала писать сценарии и ставить новогодние представления. Фойе в театре небольшое, хоровод вокруг ёлки не организуешь (нарядная, она стоит у стены), поэтому каждый раз надо было придумывать форму игры, которая традиционно проводится перед главным подарком детям к Новому году — спектаклем. Калиниченко ставила праздничные представления так, чтобы сказочные персонажи в нём «летали», появлялись из таких мест, что и взрослые могли только догадываться, а ребятишки — те и вовсе были убеждены, что брались они из волшебства.

Постановщику любого представления кукольного театра необходимо знать детскую психологию, уметь соблюдать меру и такт, когда придумывается какой-нибудь фокус для ребятишек.

Факультет психологии Любови Фёдоровне заменили два сына, которые, как и положено детям, у которых родители работают в театре, выросли за кулисами. Сегодня они совсем взрослые, когда стоят рядом с мамой, кажутся секьюрити, охраняющими красивую женщину. Это сегодня, а раньше — три мужика в доме, поди, со всеми управься. Актрисы, как и другие женщины, тоже стирают грязные штанишки, готовят обеды и ужины. Это счастье, что Любе помогала мама, иначе она бы не успевала справляться с театральными нагрузками, быть занятой почти в каждом новом спектакле, играть их почти каждый день, придумывать новые проекты.

Калиниченко сама нашла пьесу для двух актёров — «Метёлыч и Бантик», сама её поставила и играет вот уже десять лет с заслуженным артистом РФ Анатолием Поповым. Спектакль побывал на гастролях во многих уголках нашей области, был на фестивалях в других городах России, смотрели его и ребятишки Германии. Он стал долгожителем, потому что соткан из фантазии и воображения. В «Метёлыче и Бантике» играют актёры и дети, вовлечённые в действие, в нём много импровизации и непредсказуемых моментов, которые создают непредсказуемые ребятишки.

Кукла в руках Любови Калиниченко не просто оживает, имеет характер, у неё есть психология, мотивация поступков, которые она должна совершить на сцене. Кукол-малышей — не важно, мальчишек или девчонок, бегемотиков или щенков — наверное, играть попроще, другое дело — куклы, которые задействованы в спектаклях взрослого репертуара. Сегодня в театре их несколько, и каждая требует особых актёрских приспособлений, сложной исполнительской техники.

А начиналось всё с «Божественной комедии» Шварца, в которой Любовь Фёдоровна играла первую женщину — капризницу, захотевшую Адама за-гнать под свой каблучок. Были интересные роли в спектаклях «Любовь и три апельсина» Гоцци, «Лекарь поневоле» Мольера, и всё же это была «проба пера», комедии, в которых интересно разыгрывать сюжет и веселить публику. Работа, требующая психологического напряжения, умения создать атмосферу не только в тексте роли, но и в глубоких паузах, была впереди.

Были Принц в «Маленьком принце» Антуана де Сент Экзюпери, Мать в спектакле-притче «Зверь» по пьесе драматургов Гиндина и Синакевича, Баба Яга в «Стрельце» по пьесе Леонида Филатова. Очень разные роли, требующие от актрисы серьёзного перевоплощения, умения через куклу передать сложнейшие переливы чувств, выразить основную мысль, которая заложена в спектакле, но главное — создать неповторимый характер. Надо заметить, что пьесы и инсценировка «Маленького принца» авторами не были написаны специально для театра кукол, это произведения для драматического театра, жанрово не очень подходящие для работ, в которых играют куклы.

На примере этих спектаклей можно убедиться, что в кукольном театре возможно всё. Возможны философская сказка, притча и трагикомедия. Не прячутся ли актёры в таких спектаклях за куклу? Но это невозможно, не кукла управляет человеком, а человек куклой, это актёр делает её героем спектакля, поднимает над бытом, превращает в символ, знаковую фигуру, которая в своих проблемах повторяет общечеловеческие проблемы. Думается, что из многочисленных ролей Любови Калиниченко работа в этих спектаклях была не только самой сложной, но и самой интересной. Результат получился впечатляющим, надолго запоминался зрителям.

К концу второго тысячелетия по возрастному составу театр начал стареть, ему необходима была свежая кровь, дыхание молодости. При помощи комитета по культуре «Аистёнок» набрал в театральном училище специальный курс, выпускники которого должны были пополнить труппу. Конечно, одним из педагогов по мастерству актёра и кукловождению стала Любовь Калиниченко. К собственной семье, театру-семье прибавилась ещё и студенческая семья. С ребятами она возилась, как с собственными детьми, нянчила их, воспитывала, обращала в свою веру. Один из спектаклей, который поставила на курсе Любовь Фёдоровна, назвался «Школа волшебников» — это был намёк на то, что каждый из студентов овладевает удивительной профессией волшебника. Она сумела передать ребятам любовь к театру кукол.

Именно любовь к профессии помогла Калиниченко стать мастером сцены, актрисой, которая воспитывает у своих очень юных зрителей душу. Не случайно она носит имя Любовь!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры