издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В неоплатном долгу

Обслуживание госдолга в 2007 году будет стоить бюджету Иркутской области более полумиллиарда

Госдолг Иркутской области в следующем году увеличится вдвое и достигнет почти трети доходов областного бюджета. Эксперты обеспокоены негативной, по их мнению, тенденцией лавинообразного увеличения долгов. В обладминистрации говорят, что выхода у чиновников нет: большую часть налоговых доходов забирает федеральный центр, и регионам приходится постоянно занимать.

Госдолг Иркутской области в последние годы растёт в геометрической прогрессии — в год он увеличивается в разы (см. схему). Его объём относительно доходов бюджета с 2002 года изменился не очень. Тогда он составлял 34,3%, минимальная доля приходилась на 2005 год — 18,03%, к началу 2008 года снова вырастет до 37,83%. Зато с 2002 года кардинально поменялась внутренняя структура долга: от бюджетных кредитов к «длинным» займам. В 2002 году большую часть долга составляли бюджетные ссуды, кредиты и госгарантии, а размер долговых обязательств (ОДО) составлял 104 млн. рублей (около 4% от всего государственного внутреннего долга). Начиная с 2003 года госгарантии не предоставляются, а на 1 января 2008 года объём бюджетных ссуд и кредитов должен составить около 439 млн. рублей. В то же время сумма государственных займов вырастет почти в два раза — до 11,5 млрд. рублей. Растут и средства на их обслуживание: от 27 млн. в 2002 г. до 596,78 млн. в 2007 г.

Во время обсуждения проекта бюджета 2007 года областные власти изначально говорили о намерении в следующем году занять на рынке ценных бумаг около 5,3 млрд. рублей. Ещё 2 млрд. должно было быть привлечено в виде «быстрых» коммерческих кредитов. В адрес главного финансового документа поступило множество критических замечаний («Конкурент» писал об этом в прошлом номере). Напомним, что экспертам, депутатам и общественным организациям не нравился излишний, на их взгляд, оптимизм при формировании доходной части — сборы от налогов в следующем году планируются на максимальном уровне, так что у областной администрации почти не остаётся скрытых резервов. Между тем в последние годы фактические поступления в бюджет области минимум на 10% превышали прогнозируемые при подготовке законопроекта о бюджете. Большая же часть претензий касалась неучтённых в проекте бюджета обязательных расходов.

В результате областная администрация нашла простой выход: был увеличен дефицит областного бюджета до 15%. По словам заместителя главы администрации области Сергея Воронова, курирующего финансовую политику обладминистрации, для того чтобы покрыть дефицит, в свою очередь увеличен объём привлекаемых в следующем году ОДО до 6,5 млрд. рублей, часть из которых будет размещена на три года, часть — на пять лет (соотношение будет устанавливаться в следующем году). В итоге к 1 января 2008 года область будет должна около 11,5 млрд. рублей, что составит почти 40% доходов областного бюджета.

Как рассказал «Конкуренту» председатель бюджетного комитета Заксобрания Геннадий Истомин, установленный Минфином предел объёма госдолга — 100% доходов областного бюджета. Расходы на обслуживание долга не должны превышать 15% от доходов. Сергей Воронов предлагает не беспокоиться насчёт растущего госдолга. «Главное, насколько мы эффективно управляем долгом, насколько эффективно рассчитываемся по своим обязательствам, — говорит он. — Иркутская область сейчас является одним из лучших заёмщиков в стране: у нас всегда очередь из кредитных учреждений при размещении ОДО». Пока неизвестно, кто будет заниматься размещением ОДО в следующем году.

Как рассказал «Конкуренту» на условиях анонимности один из депутатов Заксобрания, у областной администрации уже есть договорённость с Восточно-Сибирской фондовой компанией о том, что эта компания возьмёт на себя размещение ОДО. «Эта структура близка к Александру Рудику (бывший замгубернатора области, президент ГК «Регион», совладелец компании «Русский лес». — «Конкурент»), его команда сейчас в фаворе у губернатора: Илья Романов в сентябре был назначен заместителем главы администрации области и одновременно возглавил Региональную энергетическую комиссию, для них выгодно увеличение госдолга, так как при этом растёт и премия организации, его размещающей», — предположил наш собеседник. Сергей Воронов эту информацию не подтверждает. По его словам, ОДО будут размещаться на открытом конкурсе, результаты которого заранее неизвестны, и сейчас у обладминистрации нет представления о том, кто победит. В этом году размещением ценных бумаг и вовсе занимался Росбанк, при-влёкший Транскомбанк.

Эксперты по-разному оценивают рост госдолга Иркутской области. Депутат Заксобрания Юрий Фалейчик считает, что вопрос не в объёме долга, а в том, как им управлять, и при должной долговой политике обладминистрации проблем с госдолгом не будет. У первого зампреда бюджетного комитета Виталия Шубы динамика роста госдолга области вызывает опасения. По его словам, в бюджете следующего года «нет прорыва в объёме собираемых на территории области налогов». При этом Шуба предлагает учитывать, что рост налоговых доходов — основного источника погашения госдолга — не успевает за динамикой роста самих долгов. Динамика роста собираемых в области налогов последние три года, по данным Шубы, снижается: со 124% в 2005 году по отношению к 2004 г. до прогнозируемых 111% в 2007 году по отношению к 2006-му. В то же время средний рост по РФ — 127%. Долг же увеличивается в среднем в 2 раза. Депутат также привёл в пример долговую политику правительства РФ, которое, наоборот, не наращивает долги, а кардинально их сокращает: за последние 10 лет объём внешнего долга резко упал — со 120% объёма ВВП до чуть более 30%.

Геннадий Истомин также считает, что нынешний объём госдолга вызывает опасения: в сравнимых с Иркутской областью субъектах федерации власти стараются держать его на уровне 30%. Член бюджетного комитета Госдумы Андрей Буренин и вовсе с пессимизмом смотрит на долговую политику области. «Вы себе представляете: нарастить госдолг на высоких ценах на ресурсы, — говорит он. — Завтра цены «схлопнутся», и из чего область будет выплачивать долги при условии падения налоговых доходов?» Один из депутатов Заксобрания также предлагает обратить внимание на тот факт, что пик выплат по долгам приходится на 2012 год, когда «большая часть нынешней администрации не уверена, что к этому году будет работать на своём месте, а губернатором будет Александр Тишанин».

В то же время чиновники обладминистрации в ответ на критику заявляют, что долги область вынуждена наращивать. Виной всему политика перерас-пределения налоговых доходов между регионами и федерацией, в результате которой большая часть доходов, особенно от ресурсных налогов, остаётся в федеральном бюджете. «В федеральном бюджете профицит, а мы вынуждены занимать всё больше и больше, — жалуется один из чиновников, — так поступают многие регионы. У Новосибирской области, где ситуация ещё сложнее, крупных ресурсодобывающих и перерабатывающий предприятий нет, — госдолг и вовсе почти сравнялся с собственными доходами. Регионы постепенно загоняют в долговую яму, и хорошо ещё, что мы размещаем «длинные» ОДО, а не берём краткосрочные кредиты под высокие проценты».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры