Инвалиды по-прежнему за барьером равнодушия
Самая горькая и самая актуальная проблема, от решения которой зависит не только материальное, но и душевное состояние инвалидов-колясочников, - их вынужденное одиночество. В силу естественной патологии или же по велению злого случая сотни людей в Приангарье лишены возможности живого общения с окружающими; они в заключении у собственного одиночества и своими силами разрушить этот барьер отчуждения не могут.
Ещё четыре года назад Иркутским региональным отделением Всероссийского общества инвалидов был разработан проект закона, формулировка которого, несмотря на кажущуюся «сухость», отчётливо проясняет конечную цель: «О беспрепятственном доступе инвалидов-колясочников в объекты транспортной и инженерной инфраструктуры». То есть о возможности судьбой обделённых людей выбираться из домашнего плена, чувствовать себя равноправными членами гражданского общества. Замечу, что за рубежом, в странах, в которых калек не меньше, куда больше уделяется им внимания. И не на словах, а на деле. Там предусмотрены, кажется, все ситуации, которые могут возникнуть на пути инвалидов, лишённых возможности самостоятельно передвигаться. Удобные пандусы у входа во все административные здания, не говоря о больницах; специально приспособленные под инвалидные коляски спуски и подъёмы в подземных переходах; специальные подъёмники для посадки в общественный транспорт. Ничего подобного у нас нет. И самое обидное, на мой взгляд, заключается в том, что голос инвалидов, стремящихся «быть как все», не везде и не всеми услышан. Если говорить об упомянутом мной проекте закона, то он по-прежнему остаётся в благих мечтах, не сделано ни шагу к его реальному воплощению в нашу жизнь. И знаете, какой аргумент выдвигают многие руководители фирм, хозяева и владельцы зданий? «Ко мне инвалиды не ходят», — отвечают они и таким образом закрывают скучную для них тему.
Инвалиды отчаянно борются за «безбарьерное существование». Кое-что удаётся. К примеру, с нынешнего года на совете по делам инвалидов при губернаторе Иркутской области стали заслушиваться сообщения руководителей муниципальных образований, глав администраций и мэров городов о том, что же делается на вверенных им территориях для облегчения участи инвалидов-колясочников. Накоплен положительный опыт в Ангарске, где создан общественный совет и работает общественная комиссия, радеющие за права инвалидов-колясочников. Мэр Ангарска сам заинтересован в создании «безбарьерной» среды для своих горожан с ограниченными возможностями. Общественная комиссия контролирует новостройки Ангарска на предмет грамотного сооружения пандусов и съездов; администраторы многих общественных учреждений, владельцы фирм и магазинов чувствуют постоянный контроль со стороны Ангарской городской организации Всероссийского общества инвалидов. Положительный опыт имеется и в Шелехове.
В Иркутске же пока всё намного сложнее. Конечно, приходится учитывать объективные причины. Скажем, вся центральная часть областного центра застроена зданиями старинной архитектуры и пандусы «не вписываются» в общий ансамбль. Но ведь и новые здания строятся без учёта трудностей, которые испытывают инвалиды-колясочники. Ежели местная власть всё-таки идёт навстречу их просьбам, то это зачастую вызывает отрицательную реакцию у тех, кто живёт в одном доме или в одном подъезде с инвалидами. Вот что особенно обидно! Приведу пример. В Ново-Ленино живёт семья инвалидов-колясочников Натальи и Виктора Григорьевых. Супруги — спортсмены, неоднократные призёры областных и общероссийских соревнований по стрельбе из лука. До недавнего времени их мытарства начинались сразу за порогом квартиры, расположенной на первом этаже. Ведь, чтобы спуститься даже с нескольких ступенек, отделяющих площадку первого этажа от подъезда, нужно было прибегать к помощи посторонних. Местная администрация осталась глуха к просьбам инвалидов-спортсменов. Силами Иркутского регионального отделения ВОИ первый этаж жилого дома был оборудован удобным приспособлением, а возле подъезда установлен знак парковки инвалидных колясок. Здоровые люди, живущие по соседству с Григорьевыми, не могли скрыть по этому поводу своего раздражения.
Можно перечислять и перечислять те точки Иркутска, которые как были, так и остаются недоступными безногим инвалидам. Вот филиал аптеки «Авиценна» в микрорайоне Университетском. Он возведён всего два года назад; ссылка на старинную архитектуру здесь не подходит. А попасть в аптеку могут только ходячие — колясочникам хода нет. С грубейшими нарушениями сооружён пандус в городской поликлинике N8; пандусы в городской поликлинике N9 и в прилегающем к ней стационаре есть, но они без поручней; очень крутой и высокий пандус в здании администрации Правобережного округа — инвалиды без посторонней помощи воспользоваться им не могут.
На каждом шагу встречаешься с холодным равнодушием и абсурдом. Ежегодно в «Сибэкспоцентре» под девизом «И невозможное возможно» проводится областная выставка творчества инвалидов. Но всякий раз на протяжении уже многих лет инвалиды-колясочники самостоятельно попасть на свой творческий отчёт не могут. Вот вам и «невозможное возможно»…
Создание элементарных удобств в городской инфраструктуре — проблема непростая, требующая комплексного решения. И, главное, не формальной, а искренней заинтересованности властей да и просто более здоровых сограждан в том, чтобы живущие рядом люди с ограниченными возможностями как можно реже ощущали свою ущербность. Сейчас разрабатывается план социально-экономического развития города до 2020 года. Необходимо, чтобы в его общей концепции были учтены интересы всех тех, кто пока существует «за барьером» участия и внимания.