Депрессивная арифметика
Цена «уравнительной» политики для областного центра
Бюджет Иркутской области на 2007 год располагает весьма ограниченной суммой на повышение зарплаты бюджетникам. Региональные власти придумали оригинальный выход из ситуации - изъять у успешных муниципалитетов часть доходов, и отдать их в областную казну. Всем городам и районам предлагается вернуть области 5 из 15% нормативных отчислений по налогу на доходы физических лиц. Естественно, больнее всего эта процедура ударит по территориям-донорам. Цена "уравнительной" политики для Иркутска - 296 млн. рублей.
Проект закона «О внесении изменений в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» был внесен в Законодательное собрание Иркутской области Думой Усольского района.
Законопроект предполагает передачу 5% нормативных отчислений по налогу на доходы физических лиц на областной уровень. Сейчас в местные бюджеты отчисляется 15% от сборов этого налога. Напомним, что в 2005 году областной парламент принял изменения в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Тогда норма отчислений по НДФЛ как раз была увеличена с 10 до 15%. Губернатор Борис Говорин наложил вето на закон, а его преемник Александр Тишанин поддержал это начинание. Однако парламентариям удалось преодолеть «вето двух губернаторов».
Очевидно, год спустя администрация решила наверстать упущенное, и предложила депутатам вернуться к старым нормам по НДФЛ. Однако теперь инициатива исходила от депутатов Усольского района. И на внеочередной Думе Иркутска исполняющая обязанности начальника Главного финансового управления администрации области Ирина Бондарева заявила, что областные власти к инициативе Усолья-Сибирского не имеют никакого отношения. Инициатива была поддержана 155 муниципалитетами Ассоциации МО Иркутской области, а также Региональным советом Приангарья. Против выступили только территории-«доноры» — Иркутск, Братск. Но комитет ЗС по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству принял решение вернуть проект закона авторам, так как отдельные его положения нуждались в доработке. Через неделю аналогичная инициатива поступила уже от губернатора региона.
По подсчетам областной администрации, в казну региона в результате передачи 5% поступит 837 млн. 960 тыс. рублей. Из них 296 млн. будут изъяты у Иркутска. Областная администрация считает такое перераспределение справедливым. Так, заместитель губернатора Сергей Воронов на пресс-конференции во вторник заявил, что в области есть ряд муниципалитетов, где в местных бюджетах расходы на зарплату составляю 65%, тогда как в Иркутске — 32%. Это, по мнению чиновника, служит достаточным основанием для того, чтобы помощи простой арифметики «уравнять» столицу Восточной Сибири с депрессивными поселениями.
Но такая политика идет в разрез с другими заявлениями областных властей, считают в администрации города Иркутска. К примеру, с проектом благоустройства города, создания крупного туристического центра, идеей агломерации трех городов. Как отметила председатель комитета по экономике и финансам администрации Иркутска Галина Зюбр, изъятие 296 млн. рублей может сократить муниципальную программу капстроительства вдвое. «О каком развитии столицы Восточной Сибири может идти речь, если мы не можем рассчитывать на собранные средства? Получается странная практика — у тех, кто больше зарабатывает, больше и отнимают», — заявил мэр города Владимир Якубовский на внеочередном заседании Думы Иркутска 17 октября. «Крупные муниципалитеты просто теряют стимул к наращиванию налоговой базы. Политика изъятия средств крайне неэффективна», — отметил депутат городской Думы Олег Геевский.
Депутаты Думы Иркутска приняли решение рекомендовать сессии ЗС не поддерживать изменения в закон. Сергей Воронов, общаясь во вторник с журналистами, высказал надежду, что областной парламент пойдет навстречу администрации и примет закон, а затем и изменения в бюджет 2007 года, которые позволят области изъять 5% у муниципалитетов. Однако, как сообщил корреспонденту «ВСП» вице-спикер ЗС, глава комитета по бюджету Геннадий Истомин, парламентарии прежде всего будут ориентироваться на нормы Регламента ЗС. Концептуальные изменения в бюджет будущего года (а перераспределение налоговой базы относится именно к таким) возможны только до внесения проекта бюджета в парламент. Документ уже внесен. А это означает, что проект изменений в закон о межбюджетных отношениях даже в случае положительного решения ЗС, уже не сможет повлиять на налоговую базу, утвержденную в бюджете-2007. В 2008 году из бюджета Иркутска в пользу области не будет изъято ни копейки.
По словам Геннадия Истомина, законопроект сейчас находится в ЗС, и будет рассмотрен на очередной сессии. Вице-спикер отметил, что целесообразно было бы вернуться к практике установления нормативных отчислений на несколько лет, чтобы избежать ситуаций, когда изменения в закон о межбюджетных отношениях вносятся под сиюминутные нужды.