Три штабных кита
На днях сотрудники штабных подразделений милиции отметили 88 лет своей службы. Первый кирпичик в её создание был заложен осенью 1918 года, когда в главном управлении рабоче-крестьянской милиции появились инструкторские и информационные отделы. Чем занимаются сегодня штабные подразделения, какие перед ними стоят задачи, рассказывает полковник милиции Борис ЭШМАДОВ, заместитель начальника ГУВД, главный штабист области.
Штаб — это мозг организации. В современных условиях штабные подразделения милиции решают большой спектр задач.
Во-первых, анализ, планирование и контроль. Я бы сравнил эту троицу с тремя китами, на которых, как считали в далёкие времена, держится земля, а у нас это основа выработки управленческих и кадровых решений. Во-вторых, выполнение инспекторских функций, проверки деятельности органов внутренних дел на местах. В-третьих, организация работы всех дежурных частей области, ежедневное отслеживание оперативной обстановки и выработка мер по её улучшению. И, наконец, правовое обеспечение деятельности милиции. В последние годы на штабные подразделения возложена борьба с укрывательством преступлений.
В результате принятых мер, в том числе иногда и хирургических, картина криминальной ситуации в области стала более объективной. Только в прошлом году число зарегистрированных преступлений возросло на 22 процента. Львиную долю из них составили деяния небольшой и средней тяжести. То есть та самая латентная преступность, от которой ранее многие нерадивые сотрудники открещивались. В работе по укреплению законности в сфере учёта и регистрации преступлений мы активно взаимодействуем с органами прокуратуры.
Каковы причины укрытия преступлений? Приведу небольшой пример. В прошлом году на одного участкового в Куйбышевском районном отделе внутренних дел в среднем пришлось около 500 материалов о происшествиях, которые необходимо было в соответствии с законом рассмотреть в течение 10 суток.
Аналогичная ситуация в Октябрьском районе Иркутска, городе Усолье-Сибирском, Зиминском районе и ряде других территориальных отделов милиции. Повышенная нагрузка влечёт за собой невольное нарушение сроков рассмотрения материалов, низкое качество проверок и, соответственно, порождает жалобы на работу милиции. В результате с 2005 года отмечается рост оттока кадров из этой службы. Почти 50% участковых моложе 30 лет, лишь немногим более 40% имеют стаж работы в органах свыше трёх лет.
Одно из приоритетных наших направлений — восстановление доверия населения.
Согласен, по-прежнему не изжиты факты грубости и бестактности сотрудников милиции в отношении граждан, в том числе заявителей. Очевидно, что переломить деформированную за многие десятилетия психологию людей сложно, но мы это делаем. Например, количество нарушений законности в текущем году уже сократилось на 15,5% (с 660 до 558). На 30% снизилось число совершённых сотрудниками преступлений (с 46 до 32), в том числе на 47% должностных (с 32 до 17). В целом, из поступивших в текущем году 150 жалоб на сотрудников, не принявших сообщения о происшествиях, подтвердилось лишь 18 процентов. Поверьте, это серьёзные цифры!
В работе милиции не должно быть места равнодушию, небрежности, некомпетентности, поскольку профессиональные ошибки нередко оборачиваются трагедией и сломанными судьбами. Но далеко не все служебные ситуации могут быть прописаны в приказах, распоряжениях или наставлениях. А чтобы всегда быть на подобающей для правоохранительной службы высоте, милиционер должен опираться не только на свои профессиональные знания, но и на свою совесть.