Самый чаемый след
Успешно провёл очередные зарубежные гастроли Иркутский областной театр юного зрителя имени А. Вампилова, приглашённый для участия в месячнике монголо-российской дружбы по случаю 85-летия установления дипломатических отношений между нашими странами.
На стыке бабьего лета с осенью посланцы сценической музы Приангарья пересекли в Наушках границу своей родины и сразу попали в… зиму. Наши южные соседи уже перевели часы на «зимнее» время, и снег плюс пронизывающий ветер не заставили себя долго ждать, хотя отопительный сезон здесь начинается месяцем позже, чем у нас.
Но с первых минут встречи на железнодорожном вокзале Улан-Батора погода и дальнейшие бытовые нюансы отошли на второй план перед сердечным радушием и гостеприимством хозяев, а также земляков-соотечественников, в числе которых — глава представительства Иркутской области в Монголии Валерий Кислов и первый заместитель председателя комитета по культуре Приангарья Сергей Ступин. Не зря побывавшая на этой земле прошлым летом группа вампиловцев была очарована оказанным ей приёмом и называла всё увиденное волшебной сказкой. А главные авторы этой сказки — директор музыкально-хореографического ансамбля «Лунный камень» красавица Ч. Саранчимэг и его столь же обаятельный художественный руководитель Д. Ганболд вкупе с неутомимым Н. Болдом, чья грандиозная по замыслу и воплощению постановка рок-оперы «Чингисхан» позднее окончательно влюбила в этого режиссёра всех посмотревших её иркутян, — прямо среди многолюдной привокзальной площади устроили сюрприз сибирякам: для них выступило трио музыкантов в ярких национальных костюмах с пением и соло на струнном инструменте.
Тем же вечером необычно большое скопление автомашин возле приметного своей архитектурой и красным колером здания государственного академического театра драмы имени Д. Нацагдоржа знаменовало собой по-своему выдающееся событие. Масштаб этого события подчёркивало присутствие первых лиц руководства Монголии, вступившей в год 800-летия свой государственности. Действительно, за последние 14 лет Иркутский ТЮЗ оказался единственным театром из России, приехавшим сюда на гастроли, если не считать участников Чеховского фестиваля из Бурятского театра драмы и «академиков» драмтеатра имени Охлопкова.
После ритуально-обрядового красочного приветствия монгольской стороны перед зрителями выступил Чрезвычайный и Полномочный посол России в Монголии Борис Говорин, в недавнем прошлом губернатор Иркутской области. Переполненный зал отозвался аплодисментами на его сообщение об участии в открытии традиционного, 46-го по счёту, месячника монголо-российской дружбы и гастролей Вампиловского театра Валентина Распутина — великого русского писателя, общественного деятеля и публициста, по слову оратора Спектакль по его повести «Прощание с Матёрой» и предстояло увидеть монгольской публике, среди которой, впрочем, не редкостью были лица россиян.
…И опять спорили между собой и пререкались с начальством жители острова, обречённого навсегда уйти под воду вместе со всем, что появилось здесь за триста лет: церковью, кладбищем, мельницей, пашней и жильём, худо-бедно дававшим приют каждой семье. И опять старуха Дарья пыталась вместе с подругами-соседками отмолить у судьбы родную землю, опять просила прощения у родных могил, опять обряжала свою избу, как человека, в последний путь.
Удивительно, какая живая и чуткая тишина сопровождала действие. Хотя вряд ли все зрители владели русским языком настолько, чтобы проникнуться болью писателя, воплощённой режиссёром Александром Ищенко через исполнителей в первую очередь. В родных стенах спектакль, никуда не деться, идёт иначе, неизбежно неся потери при переносе на другую сцену, где иное освещение, иная акустика, а приноровиться к этой инаковости нет ни времени, ни условий. Вдобавок декорация, отправленная в фургоне, едва не опоздала к началу гастролей. На фоне пережитых в связи с этим волнений участники постановки уже почти как должное восприняли неожиданный срочный ввод: Виктору Токареву, директору и художественному руководителю ТЮЗа, пришлось, что называется, тряхнуть стариной и сыграть директора совхоза взамен внезапно заболевшего актёра. Как тут и был!
— Спектакль сегодня состоялся. Спектакль хороший, спектакль, за который не стыдно, спектакль, который стоило везти так далеко из Иркутска и хоть откуда ещё, — сказал Валентин Григорьевич Распутин, обращаясь со сцены к публике и делясь тревогой за бездумное надругательство над матушкой-землёй в разных частях планеты, за утрату духовно-нравственных корней.
Впечатлением о постановке поделился с вашим корреспондентом и президент Монголии господин Энхбаяр, окончивший в своё время Литературный институт имени Горького в Москве и свободно, без акцента, говорящий по-русски:
— Очень коротко я бы сказал так. Трагически понимают некоторые то, что одна сторона ошибалась, другая сторона была права. В конце спектакля неправые оказались неправыми, и вроде побеждает добро. Я думаю, трагедия намного глубже, и она в том, что, к сожалению, обе стороны правы, и очень трудно встать на какую-то одну сторону. И в этом, по-моему, жизнь, и в этом, по-моему, весь трагизм жизни, в этом её непростота и сложность. Очень сложно ответить, кто прав, кто не прав. Мы все в каком-то смысле неправы, но в то же время жизнь идёт, и нужно задавать эти вопросы, стараться находить ответы. Мне кажется, в спектакле для каждого человека есть глубокое содержание. Очень интересно было следить за работой актёров. Конечно, российская актёрская школа и система Станиславского с советских времён знакома и прививается, но в то же время отличие культур интересно наблюдать, нашим режиссёрам, актёрам и просто зрителям интересно и полезно сравнивать.
…Назавтра в этом же зале весь день звенели детские голоса. Вампиловцы дали подряд два представления «Конька-Горбунка». Многоперсонажная сказка по мотивам произведения П. Ершова и П. Маляревского в постановке Виктора Токарева насыщена разнообразными сценическими эффектами, которые всякий раз порождали бурю восторгов. Гул возникал такой, что актёры к вечеру говорили хриплыми голосами, натрудив связки, чтобы быть услышанными детворой, не привыкшей сдерживать эмоции. В антракте ребятишки спешили сфотографироваться среди ярких атрибутов оформления, и можно быть уверенным, что зрелище с таким количеством чудес и необыкновенных приключений на годы впечатается в их память. А у кого-то, может быть, пробудит тягу к русской речи, к её поэтическому строю. Артистам малыши дарили цветы и мягкие игрушки.
Продолжение гастролей предполагалось в г. Эрдэнэте, куда иркутяне должны были ехать 450 км на автобусе с теми же спектаклями. Но какие-то обстоятельства, от гостей не зависящие, заставили принимающую сторону экспромтом поменять план. Благодаря чему сибиряков потчевали обширной культурной программой, показав спектакль китайского театра и постановку «Чингисхан» уже в варианте драмы, а также незабываемый концерт ансамбля «Лунный камень», поразивший своей уникальностью и отточенным мастерством вокала, танца, оркестра. С искусством этого коллектива иркутяне познакомятся в ноябре во время ответного визита.
Модный ныне экстрим вампиловцы восприняли кто с юмором, кто в романтических тонах, проведя одну ночь на турбазе в окрестностях монгольской столицы и разместившись в юртах, посреди которых жарко топились печи. Наутро отсутствие привычного для горожан комфорта было вознаграждено с лихвой экзотическим обедом на свежем воздухе, когда к только что сваренным барашку и козе подали салаты, арбуз и «для сугрева» по стопке. Желающие покататься на лошадях тут же образовали очередь, другие упражнялись в стрельбе из лука и спортивных играх на стадионе. Перед отъездом с гастролей все любовались величественной статуей позолоченного Будды, взметнувшейся ввысь на 23 метра от земли и видной издалека, как и памятник советским воинам на ближней сопке, к которому устремляются в день свадьбы молодожёны.
На заключительном приёме единодушно прозвучала высокая оценка спектаклей ТЮЗа имени А. Вампилова. После обмена тостами и сувенирами каждый из сорока участников поездки получил памятные подарки от ансамбля «Лунный камень» и от представительства Иркутской области, не считая благодарственных писем руководству комитета по культуре и самого театра. Прощались с надеждой на новые встречи, не скрывая взаимных чувств дружбы и любви, возникшего душевного родства. А это и есть, по большому счёту, самый чаемый след от гастролей.
На снимках: сцены из спектаклей иркутян «Конёк-Горбунок» и «Прощание с Матёрой»