Ностальгия по самовару
Неправда, когда говорят, что в традициях русского застолья был и остаётся графин с водкой. Нет, во главе стола начиная с XVII века - самовар, ставший на все времена частью культурной традиции народа.
В этом можно убедиться на выставке «Душа русского чаепития», открывшейся в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. Около ста самоваров представлено здесь из фондов музея и частной коллекции Анатолия Фенина. Одной из главных достопримечательностей стал уникальный стационарный самовар, любезно предоставленный для экспонирования генеральным директором ОАО «ИркАЗ-СУАЛ» Игорем Гринбергом.
Глядишь на это великолепие, и глаза разбегаются. «Банка», «рюмка», «шар», «ваза», «желудь» — самовары этих причудливых форм изготовлены из меди, латуни, белого металла, но есть и расписные, повторяющие техники «хохломы» или «гжели». На выставке можно увидеть трактирные, дорожные и сувенирные самовары, частыми спутниками которых со второй половины XIX века были бульотки — небольшие сосуды на подставке со спиртовкой. По формам самоваров прослеживаются изменения стилистических направлений декора в предметах быта, продиктованных вкусовыми пристрастиями людей всех сословий и разной социальной принадлежности.
Самовар для русского человека был своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеских застолий. За самоваром нередко решались серьёзные деловые вопросы, без него не обходились самые жаркие творческие и политические дискуссии. Самовар был необходим в доме столичного аристократа и в трактире, в чайной для посадского небогатого люда и в крестьянской избе. На протяжении XIX — XX веков самовар был характерным предметом русского быта, символом задушевных бесед за чаем.
Наверное, выставка была бы не полной, если бы к этим самоварам не прилагались красивые вышитые полотенца и салфетки. Если бы рядом не стояла фарфоровая посуда, не лежали изящные чайные ложечки, не было бы подстаканников, щипцов для сахара, коробок для чая и сладостей. Если бы на стенах не висели живописные картины известных иркутских художников Владимира Кузьмина и Геннадия Кузьмина, работы выпускников Иркутского художественного училища разных лет.
«Самовар — водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри» — такое определение давал ему Владимир Даль в «Толковом словаре русского языка», изданном в 1860 году. История самовара неразрывно связана с развитием декоративно-прикладного искусства.
Выставка «Душа русского чаепития» в музейной студии получилась изящной и очень живописной. На ней можно почувствовать себя кустодиевской купчихой, тем более на её открытии организаторы угощали всех ароматным чаем. Наливая горячую воду из носика самовара, мы будто бы слышим волшебные звуки бурчания, бульканья и шипения закипающей воды. Пред-ставлялось, как разжигался этот самовар еловыми шишками, как нагнетался в него воздух сапогом, надетым на трубу…
Угощение было на славу!
Светлана ГРИГОРЬЕВА