У кукол в сказочном плену
Надолго остался в памяти праздник детства, организованный в прошлом году театром кукол «Аистёнок» в честь своего 70-летнего юбилея. В наш город приехало тогда пять театров Сибири, они порадовали ребятишек спектаклями-сказками.
Осенью этого года волшебный праздник переместился в город Омск. Повод тоже значительный — юбилей кукольного театра «Арлекин», который отмечался не только яркими представлениями, но и новеньким зданием-сказкой, напоминающим огромный кукольный дом в четыре этажа, украшенный настенными росписями и часами, которые, под стать Образцовским, показывают точное время начала спектаклей.
«Мы хотим, чтобы омичи знали лучшие образцы искусства, — говорит губернатор Омской области Леонид Полежаев, — чтобы наши дети, приходя в театр, чувствовали себя особо почитаемыми зрителями». Наверное, поэтому фестиваль театров кукол Сибири получил приглашение и в следующем году приехать в Омск.
Кукольники Сибири давно чувствуют себя одной семьёй, часто собираются вместе, создали соглашение директоров, лучшие спектакли показывают на фестивалях, которые переезжают из города в город. Судя по заинтересованному отношению омичей к форуму кукольников, с 2006 года именно здесь он обретёт постоянное место проведения.
К слову, кукольные театры, помня свои истоки, когда представления показывались для всех желающих, сегодня часто ставят спектакли для взрослой аудитории. Кукла в руках актёра становится универсальным средством выразительности, она может говорить не только о насущных, но и о вечных проблемах человечества.
Наряду со спектаклями «Маленькие трагедии» томичей, «Евгений Онегин» кемеровчан, предназначенными для зрителей, умеющих понимать поэзию Пушкина, был отмечен и «Стрелец», поставленный нашим театром «Аистёнок» по пьесе Леонида Филатова «Сказ про Стрельца, удалого молодца».
Надо заметить, некоторые коллеги, бурно обсуждавшие работу иркутян, говорили о том, что ждали весёлого представления, исходя из того, что Филатов написал пьесу, очень похожую на актёрский капустник. Стереотип мышления в какой-то мере помешал увидеть в спектакле движение времени, разделяющее момент написания «Сказа…», и день сегодняшний. Кажется, целая эпоха прошла с той поры, и живём мы в другом государстве, и сам Леонид Филатов, будто торопя свою кончину, говорил: «Я не хочу жить…»
Режиссёр Юрий Уткин увидел в пьесе трагизм его героев, а вслед за ними и всего русского народа, готового к бунту и смирению, к стихийному разгулу непокорности и великому терпению, на которое способен только русский человек. Определив спектакль по жанру как трагикомедия, Уткин выстроил его действие на стыке комического и трагического.
Братчане — актёры Братского муниципального театра кукол «Тирлямы» показали сказку «Конёк-Горбунок». В Омске непредвиденное обстоятельство повлияло на ход фестивальных событий. В официальном показе должна была участвовать заслуженная артистка Анна Овсянникова с моноспектаклем «Шерочка с Машерочкой», а сказка Ершова была обозначена только гостем. В день показа актриса попала в больницу, а братчанам пришлось произвести стремительную рокировку и показать «…Горбунка». Куклы и всё оформление художника Артура Вольховского буквально очаровали зрителей, особенно восхитила белая кобылица, вздыбленная над рядами пшеничного поля. Театр представил по-настоящему волшебное и эффектное зрелище.
На фестиваль в Омске съехались все театры Сибири, и каждый старался показать лучшую работу, в которой заняты ведущие актёры. Коллективы стремились в своих спектаклях выразить движение театра кукол во времени, в изменениях, которые происходили в нём на протяжении всего ХХ века. Споров было много, сходились в одном: с куклой в руках актёр становится лицедеем, умеющим разговаривать со зрителем любого возраста и любых художественных пристрастий.
Специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, приглашённые в Омск в качестве экспертов, говорили, что смогли увидеть на фестивале кукол во всём их многообразии, выразительности, динамики, готовых быть продолжением игры актёра и его равноправным партнёром. Кукла в руках исполнителя часто сливается с ним характером, обретая черты творческой индивидуальности, умения существовать на сцене не только на вербальном уровне.
Эти качества блистательно демонстрировали актёры многих театров Сибири. Выделялись исполнители Томского театра, которые через куклу и в живом плане передавали трагедийное напряжение действия «Моцарта и Сальери», «Дон Жуана», «Скупого рыцаря» Пушкина. Комедию же легко и изящно демонстрировала заслуженная артистка Любовь Калиниченко в спектакле «Стрелец» Иркутского театра. Её Баба Яга была кокетливой и меланхоличной, в меру злобствующей и доброй, но главное — мстительной, когда её самолюбие бывало ущемлено. Баба Яга — Калиниченко отомстила Кощею смертью — это в назидание всем мужчинам, которые не всегда умеют по достоинству оценить женщину.
Фестиваль в Омске проходил в праздничной атмосфере. Но это не мешало каждому его участнику смотреть по три-четыре спектакля в день, горячо обсуждать работы коллег. Самое интересное, эти обсуждения были далеко не комплиментарными, речь шла о том, что не получилось в той или иной работе, отмечались нюансы, которые бывают заметны только профессионалам. Никто не обижался на критику, по сути, это была лаборатория творчества, в которой участники не делились на мастеров и подмастерьев, все были равны, и каждый относился друг к другу с большим вниманием и уважением.
Опыта набирались и наши молодые актёры — исполнители спектакля «Стрелец». Вчерашние выпускники Иркутского театрального училища, они делают первые шаги на профессиональной сцене. На фестивале они показали себя достойно, но главное, смогли посмотреть множество спектаклей, пообщаться с опытными актёрами и такими же молодыми ребятами из театров других городов.
Омск был приветлив. Гостям показывали достопримечательности города, повезли и в Ачаирский монастырь, расположенный на месте бывшего лагеря для заключённых времён сталинских репрессий. Страшное место в прошлом, сегодня оно наполнено святостью и красотой, свойственной всем русским монастырям с их храмами и часовнями. Когда на территории монастыря стали бурить скважены, из одной забил источник с горячей минеральной водой, образуя небольшое озерцо. Немногие отважились в сентябрьскую стылость искупаться в нём. Отличились братчане. Как потом говорили, блаженство, которое они испытали, несравнимо ни с чем.
При расставании были цветы, улыбки, пожелания добра и созидательного творчества. Поезда уносили участников фестиваля в родные города — Тюмень и Томск, Кемерово и Новокузнецк, Новосибирск и Барнаул, Улан-Удэ и Красноярск. Актёров нашего «Аистёнка» ждал Иркутск.
В вагоне все собрались в одном купе. Затеяли разговор об увиденном, о спектаклях, которые покорили сердца или вызвали неприятие. О чём ещё могут говорить актёры на досуге? Конечно, о работе, которая часто похожа на праздник, о фестивале, который надолго останется в их сердцах.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля иркутян «Сказ про Стрельца…»