«Не нужно скатываться до прожектёрства»
Иркутская организация Союза архитекторов впервые отметила свой профессиональный праздник, Международный день архитектуры, конференцией. Её итоги, в беседе с корреспондентом «ВСП» подвела председатель правления организации Елена Григорьева.
— Одним из основных пунктов программы были вопросы городского благоустройства и градостроительной политики, которые в последнее время всех особенно интересуют.
— У архитекторов, безусловно, есть что сказать по поводу градостроительной политики и благоустройства столицы Приангарья. Хотя эти вопросы и выпали из официальной части конференции. Этим летом было значительно увеличено финансирование на благоустройство, и все мы видим положительные результаты. Правда, у профессионалов возникают какие-то вопросы, но это закономерно.
У нас многое делается механически, не вносится инновационная нота. Например, взяли и заменили бордюры. Хотя, если учитывать размах, с которым проводились работы, можно было продвинуться немного вперёд. Во всём цивилизованном мире в бордюры на небольших участках обязательно встраивается специальный пандус на сопряжении бордюра и дорожного полотна, чтобы получился пологий съезд с тротуара. Это делается специально для колясок — и детских, и инвалидных. Мамочек с детскими колясками у нас на улицах много, а вот инвалидных колясок мы почти не видим. Я думаю, именно по этой причине — нет условий для передвижения. Преодолеть наши гигантские бордюры людям с ограниченными возможностями не под силу. Между тем, уже давно архитекторы проектируют такие вещи в соответствии с нормами по маломобильным группам населения. Мне кажется, сделать это было очень легко. Дополнительных затрат на это не требовалось.
Я вдаюсь в такие детали, потому что хочу ещё раз показать, что контакт чиновников и профессионалов необходим. От этого выиграют все, и в первую очередь — жители города. Отношение к горожанам проявляется в маленьких деталях, значение которых, кстати, деньгами не измеряется.
Насколько я знаю, на будущее лето в городе планируется масштабная покраска фасадов. И с этим вопросом городская администрация намерена обращаться к профессионалам. В плане обновления фасадов тоже много сделано. Но у архитекторов и просто у многих горожан некоторые вещи вызывают недоумение. Взять тот же Белый дом. Конечно, можно поднять разные слои краски и обнаружить, что когда-то его красили в разные цвета. Наверняка, так и было. Но название «Белый дом» закреплено за этим зданием более ста лет, оно сложилось исторически. Стоит ли делать революцию, а главное — зачем? Наверное, такие вещи сначала нужно обсуждать, а потом уже принимать решения. Если уж затрачиваются деньги на ту же реконструкцию фасадов, то всё должно быть сделано профессионально.
— Такие мероприятия, как конференция, иногда становятся лакмусовой бумажкой. Показала она ваши сильные стороны?
— К нам пришли депутат Государственной Думы Сергей Дубровин и депутат Законодательного собрания Сергей Курилов. Диалог с людьми, которые принимают федеральные и региональные законы, регулирующие отношения в сфере нашей деятельности, конечно, очень нужен.
Неожиданно масштабной даже для организаторов оказалась та часть конференции, которая была посвящена международным связям. В большом объёме про-звучал доклад Бориса Литвинова об участии иркутян в европейском градостроительном университете Сержи-Понтуаз в Париже. Мы там очень удачно выступили.
Я делала доклад об Азиатском конгрессе архитекторов. Тоже знаковое мероприятие, особенно если учитывать, что наша государственная политика сейчас направлена на взаимодействие со странами АТР. Идея об участии России в Азиатском конгрессе была выдвинута иркутянами ещё десять лет назад. В этом году впервые российская делегация, в которую входили представители архитектурного сообщества из Москвы, Хабаровска, принимала участие в конгрессе. Я думаю, это было взаимно интересно. Результатом нашей работы стало приглашение России в следующем году принять участие не только в заседании самого конгресса, но и его руководящего органа — совета в качестве наблюдателя.
— Важное место в программе конференции занимала тема агломерации…
— Агломерация уже давно существует, но с очень слабыми внутриагломерационными связями. Факт её существования был зафиксирован ещё в советское время. Можно даже назвать её «линейный город». Начинается эта линия в Листвянке. Дальше идёт Иркутск, Ангарск, Усолье и заканчивается Черемховом. Этот участок вместе с находящимся рядом с Иркутском Шелеховым и является линейным городом.
Задачи нынешнего этапа, на мой взгляд, заключаются в том, чтобы усилить транспортные коммуникации между тремя городами. Нужна единая транспортная инфраструктура. Это касается и электричек, и скоростного трамвая. Вторая задача — межмуниципальные проекты.
Ну и самое главное в этом движении — то, что оно, без сомнения, будет способствовать развитию всего региона. На территории Сибири идёт постоянная борьба за лидерство. Иркутск только с помощью этого проекта может сделать некий рывок и преодолеть сложившееся отставание. Всё это вместе взятое определённо приведёт к улучшению качества жизни.
В концепции по агломерации, кстати, заложены очень здравые мысли и аргументы по поводу того, что Иркутск претендует на роль глобального города. А глобальные города, как известно, — это города, имеющие мировое значение.
— Не слишком громко сказано?
— Я понимаю, о чём вы думаете. Но не надо скатываться до прожектёрства. Нужно искать ключевые точки и не бояться их использовать для того, чтобы занять наиболее выигрышное положение. Сибирь — это огромная территория, и если город занимает на ней лидирующие позиции, то просто в силу географии он автоматически занимает ключевое положение и в международном масштабе. Вот о чём я говорю. Был же когда-то Иркутск центром огромной губернии, в которую входила даже Аляска. Исторические предпосылки есть.
Есть ещё один важный момент. Известно, что человечество постепенно переходит из индустриальной эры в эру информационную. Иркутск никогда индустриальным центром не был. Но он всегда был центром торговым, культурным и интеллектуальным. В Иркутске и Томске наибольшее количество старейших университетов. Томск в какой-то исторический момент оказался в стороне от крупнейших транспортных путей. Иркутску повезло больше, он стоит на линии Транссиба.
Кстати, этот аргумент мы приводили ещё много лет назад, когда ставился вопрос о строительстве нового аэропорта. Он не потерял свою актуальность и сейчас. В Иркутске нужно срочно строить аэропорт именно международного класса. Потому что если мы окажемся в стороне от международных линий, то потеряем плюсы от своего географического положения. Именно предпосылки культурного и интеллектуального города могут позволить Иркутску занять достойное место в эру информации. Вот на это и нужно делать ставку, а не тащить сюда крупные производства.
Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»