издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дом окнами в... Равнодушие

До сих пор не идёт из памяти эйфория, охватившая всех нас, поклонников и почитателей великого таланта, нашего выдающегося земляка Александра Вампилова, когда узнали о том, что наконец-то, годы и годы спустя после гибели драматурга, в Иркутске появился Дом Вампилова. Будто солнышко согрело наши души - ведь сколько времени Вампиловский фонд ютился в тесной каморке, сколько порогов пришлось обить исполнительному директору Галине Солуяновой, а нашему брату-журналисту бумаги исписать, чтобы справедливость восторжествовала.

Громко сказано, но той весной, в апреле 2004 года, вместе с природой ожила и надежда отметить приближающийся юбилей классика в стенах музея его имени. Можно только удивляться подвижничеству и энтузиазму Галины Анатольевны, которая сумела-таки достучаться до властей предержащих. Городская Дума вняла голосу общественности — изыскала и передала в безвозмездное пользование фонда старое, требующее многомиллионных затрат на ремонт и реставрацию здание. В центре города. С оговоркой, правда: на четверть века. Но не в этом суть. Главное — есть дом, где по замыслу должны разместиться музей Александра Вампилова, литературно-театральный салон, библиотека и архив. И штат сотрудников, с обязанностями которых Галина Солуянова до сей поры справляется одна.

Невозможно забыть тот солнечный апрельский день полтора года назад, когда сияющая от счастья Галина Анатольевна собрала друзей драматурга, журналистов в подвале этого самого дома по ул. Хмельницкого, 3б, чтобы поделиться радостью: у нас есть крыша над головой! И какая! Дом-то относится к категории памятников культуры местного значения. «Запомните этот адрес, — писала наша газета в номере за 12 апреля 2004 года, — теперь он принадлежит Дому Вампилова. И дату стоит запомнить, когда здесь должны принять первых посетителей: 17 августа 2007 года — в очередную годовщину гибели драматурга, которому 19 августа 2007 года исполнится 70 лет со дня рождения».

Думаю, есть смысл привести и прозвучавшее в тот день признание Галины Анатольевны: «Мне безумно страшно. Выдержать бы ещё два года. Иногда кажется, я никогда эти миллионы не найду. А их не просто надо найти, их надо в кратчайшие сроки освоить, чтобы к маю 2007 года уже вдохнуть в эти стены жизнь и до августа успеть выстроить экспозицию».

Полтора года минуло с той поры, до юбилея остаётся всего-то ничего! Что же сделано? Если говорить о программе подготовки, уже дважды рассмотренной специальной комиссией при комитете по культуре, то кое-какие результаты имеют место быть. Продолжается пополнение фондов, в том числе сбор редких фотографий, художественных произведений, выходят книги, посвящённые творчеству драматурга, под эгидой главного управления общего и профессионального образования проводится конкурс среди учебных заведений области. Почтовики России готовятся выпустить миллионным тиражом художественный маркированный конверт с юбилейным штемпелем, город откликнулся на просьбу выделить энную сумму на реставрацию портрета драматурга на торцевой стенке фасада здания в микрорайоне Первомайский.

Казалось бы, чем не отрадные примеры. Но радости нет, от былой эйфории не осталось и следа. Причина одна: на музейном комплексе, каковым должен стать изрядно запущенный памятник культуры, полный штиль. Никакого движения. Можно говорить о реальной угрозе срыва главного события юбилейного вампиловского года. Как призналась сама Галина Солуянова, по своей наивности она полагала, что ей удастся изыскать 25 миллионов рублей, необходимых для проведения восстановительных и реставрационных работ. Вон ведь сколько у нас преуспевающего в финансовом отношении люда — неужели не услышат, не помогут? Ведь не для себя же старается. Для города, славой и гордостью которого является наш великий земляк. С огромным трудом собрала пару миллионов — с миру, как говорится, по нитке. На эти деньги удалось лишь провести инженерные изыскания, укрепить фундамент. И всё. Хоть криком кричи.

Ситуация, прямо скажем, дичайшая: с фонда требуют денежки за несуществующее помещение, за свет, за тепло. Солуянова согласна платить, но лишь за подвальное помещение — первый-то этаж ещё в проекте. Те, кто требует платы, похоже, не верят, что у фонда лишь название «денежное», а в кармане-то ветерок гуляет.

Скажу откровенно — Солуяновой не позавидуешь. Собственноручно накропала более ста писем за подписью своей и председателя Вампиловского фонда народного артиста России Виталия Венгера. И что в ответ? Отписки, отговорки, а то и просто молчание. Собственными глазами видел эти отписки от господ Малеева, окружного главы, Потапова, президента Бурятии, других высокопоставленных чиновников. Обратились к одному из депутатов Госдумы. Но и здесь осечка — дом-то относится не к федеральной собственности, а к региональной. Москва помочь не может.

Следующий этап хождения по мукам — визит в Торгово-промышленную палату. Тамошние начальники знают всех более-менее состоятельных предпринимателей, бизнесменов области. Откликнулись: довели по электронке нижайшую просьбу об оказании посильной помощи. В свою очередь и Солуянова с Венгером разослали «денежным мешкам» заказные письма с уведомлением о получении. В ответ — молчание. Ни одной копейки не поступило.

О мытарствах иркутян стало известно в столичных кругах. Группа ведущих деятелей культуры и искусства, среди которых народные артисты Михаил Ульянов, Олег Табаков, Юрий Соломин, Инна Чурикова, Александр Калягин, ряд других написали письмо на имя губернатора Александра Тишанина, председателя Заксобрания Виктора Круглова, мэра Иркутска Владимира Якубовского. Вне всякого сомнения, имена любимых в народе авторов послания хорошо известны и нашим адресатам. И что же? До губернатора просительницу с письмом заслуженных и авторитетнейших людей, деятелей театра и кино не допустили. Ничего не скажешь, надёжно оберегают доступ к губернатору его верные помощники. Мол, ходят здесь всякие. Виктор Круглов отнёсся к письму с пониманием: дело затеяли хорошее. И поручил одному из чиновников заняться и, если можно, помочь. Ничего не получилось у чиновника. В мэрии сказали, как отрезали: свои обязательства, дескать, мы выполнили, всё остальное ваши проблемы. И пошли Виталий Константинович да Галина Анатольевна восвояси. Ну и ну: «ваши проблемы»… Вот строки из письма москвичей: «Мы убеждены, что Вампилов для Иркутска — явление не менее значимое, чем Астафьев для Красноярска или Шукшин для Алтая…» И ещё: «На реставрацию здания, являющегося памятником культуры регионального значения, безусловно, потребуется не один десяток миллионов рублей. Просим вас оказать серьёзную финансовую поддержку общественной организации — Фонду А. Вампилова, непосредственно занимающемуся этой тяжелейшей работой».

«Мы надеемся, заключают авторы письма, что открытие Дома Вампилова в Иркутске в 2007 году, спустя 35 лет после его гибели, не только состоится, но и станет ключевым событием юбилейного вампиловского года».

Увы, ничего не дала ещё одна попытка сдвинуть дело с мёртвой точки. В шести областных газетах было опубликовано обращение к гражданам Иркутской области с указанием расчётного счёта фонда. Ни одного гроша не поступило.

Что тут скажешь? Неужели мы так зачерствели душой, зашорились, что с таким равнодушием можем отмахнуться от самих же себя, ибо Вампилов — это мы, о нас с вами он писал в своих бессмертных творениях, нашими радостями жил, горевал вместе с нами. Разве это не нонсенс — тратить колоссальные средства на проведение разных там тусовок, форумов (добро бы польза была), на приёмы да фейерверки, подарки и прочую мишуру, строить дворцы на священных байкальских берегах и не найти так необходимых для города — не лубочного, а по-настоящему интеллигентного и культурного — невеликих, в общем-то, но столь необходимых средств. Для утверждения нашего духовного богатства. Нашей славы. И нравственного здоровья, в конце концов.

Фото Эдуарда ХАРЛАШКИНА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры