Нашедшему — вознаграждение
Находчивые люди
Кладоискательство как хобби появилось в Иркутске благодаря Рудольфу Кавчику. Его отец, сотрудник Иргиредмета, в 1996 году предложил использовать для поисков россыпного золота редкие тогда в России металлоискатели. В том же году Рудольф участвовал в первой экспериментальной экспедиции, которая принесла 300 граммов золота. С 1998 года он попробовал использовать металлодетекторы для поиска кладов. Сейчас Рудольф является генеральным директором ООО «Минелаб» — представительства австралийской компании по продаже металлоискателей.
В 2000 году азартным увлечением «заразился» Валерий Гаращук и вместе с Рудольфом Кавчиком поехал попытать счастья в Монголию. «Тогда я нашёл бронзовый наконечник, серебряные серёжки и монеты 9-12 веков. В итоге наконечник потеряли, серёжки сломали, а энтузиазм остался», — рассказывает Валерий. Своё увлечение он называет «лёгким сумасшествием», тратит на него 1-2 дня в неделю, чаще всего «сходит с ума» по субботам. «Мы гораздо больше времени тратим на совершенно ненужные дела, поэтому посвятить один день хобби можно», — считает кладоискатель.
Любительский поиск сокровищ стал популярным, и 24 июня этого года на слёте кладоискателей их уже было 60 участников. Профессиональных охотников за кладами на всю страну сейчас не больше пяти. Большинство кладоискателей составляют так называемые «тихушники». «Иркутский костяк сообщества кладоискателей состоит из 10 человек, — говорит Рудольф, — причём все так или иначе связаны с журналистикой». Валерий Гаращук — исполнительный директор «Видео Интернешнл — Байкал», также в компании искателей сокровищ главный редактор газеты «СМ Номер один» Алексей Елизарьев, заместитель генерального директора ТК «АИСТ» Сергей Филипчук. Не-удивительно, что у них есть своё СМИ — газета «Кладоискатель».
К земле тянется и молодёжь. Одному из молодых кладоискателей, Ивану Бутакову, 18 лет. Иван интересуется геологией. В 14 лет он нашёл два килограмма золота. Учитывая, что грамм жёлтого металла стоил порядка 350 руб., увлечение можно считать очень прибыльным. Но самой удачной находкой искатель сокровищ считает серебряный пояс, который был найден на чердаке в старом доме в центре Иркутска. Дальновидный Иван Бутаков не стал называть более точный адрес.
Полезные ископаемые
[ title=»Словарь кладоискателя» pos=»abs» width=»40%»]
Курица — монета, деньга 1731 — 1753 г. (в то время герб, изображаемый на монетах, был очень похож на курицу).
Полкурицы — монета-полушка.
Клюшка — металлоискатель, или детектор.
Обманки — железки, консервные банки, фантики, не представляющие ценности.
Павел, Николай — монеты времён правления императоров Павла I и Николая I.
Тихушники — кладоискатели-любители, которые не афишируют своё хобби и находки.
Кошелёк — несколько монет, найденных в одном месте.
Теряшка — случайно утерянные предметы, находки кладоискателей.
«Клад от находки отличается не ценностью, а тем, что он был спрятан специально, находка же — случайно забыта или утеряна», — вводят нас в курс дела Рудольф и Валерий. Добычей кладоискателей чаще всего становятся бытовые находки: монетки, крестики, перстни, трубки, иконки. Их можно обнаружить на месте перенесённых или ныне несуществующих поселений. За время своего увлечения иркутские кладоискатели открыли около 20 таких деревень и множество бурятских улусов. «Перед экспедицией мы изучаем историю территории, нынешнюю географию поселений, определяем возможное нахождение ярмарок, торговых площадей», — раскрывает секреты Валерий. Самые популярные «кладовые» деревни Никольск, Белозёрцево, Зуй и город Селенгинск. Например, в Белозёрцеве Рудольф Кавчик нашёл шлем девятого века. Находка перекочевала не в музей, а в дом кладоискателя. «Стоимость шлема так и не определили из-за его плохого состояния: честно говоря, это только половина шлема. Супруга вообще называет его кастрюлей», — признаётся Рудольф. Среди его интересных находок — бусы с монетами разных периодов: от петровских до николаевских времён. «Триста лет в одной связке», — так описал бусы Рудольф Кавчик.
Настоящий клад — 137 монет 1810-1835 годов — на летнем слёте кладоискателей обнаружил Валерий Гаращук. Это уже третий кошелёк, который подняли на месте деревни Зуй. «Вероятно, это заначка на чёрный день», — предполагает Валерий. Обычно монеты выставляются на Сибирский монетный аукцион, из Иркутской области они разъезжаются по всему СНГ. «Рассылка сумасшедшая, — говорит Валерий. — Особенно ценятся сибирские деньги: от 600 рублей до четырёх тысяч можно продать монету. Если в хорошем состоянии, то и за десять». По каталогу, каждая найденная монета стоила бы на аукционе порядка 400 руб. Однако кладоискатели отдали дань не коммерции, а культуре: в июле находку передали в музей «Тальцы». К слову, ежегодно на Сибирский монетный аукцион выставляется порядка 20 тыс. монет стоимостью от 300 рублей, говорит администратор аукциона Екатерина Бояринцева.
Щедрая на находки Иркутская область считается бедной на клады. На кладах специализируется, в основном, в Петербург. У нас их обнаруживают только раз в два-три года. «Клады находят только дураки», — считает Валерий. «Или планомерно ищущие», — оптимистично добавляет Рудольф. Вообще по России каждый месяц случаются крупные находки, например, пригоршня дореволюционных монет. Впрочем, у сибирских охотников за кладами тоже есть шанс отыскать сокровище. По легенде, в 1204 году при покорении Чингисханом Меркитского государства меркиты укрылись в крепости Тайхан (Читинская область) и долго не сдавались. Крепость была хорошо защищена и имела множество подземных ходов и лабиринтов. В одном из таких лабиринтов было спрятано сокровище Меркитского царя. Его поисками планируют заняться иркутяне.
Монетка на удачу
За время увлечения у кладоискателей появились свои традиции и приметы. «Дорога до места обычно длинная, вот мы и раз-влекаемся, придумываем суеверия, — рассказывает Валерий. — Например, если нам встретится машина, гружённая лесом, значит, найдём медные российские монеты. Чем толще брёвна, тем выше номинал предполагаемой находки». Ещё приметы: едешь на поиски, обязательно брось монетки — местным божкам, земле, попроси о хороших находках. Возвращаясь из поездки, поблагодари за находки — вновь монетками. Раньше на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа кладоискатели «бурханили», как это принято по местным традициям (делились едой и выпивкой с богами), но жители объяснили, что достаточно посигналить священным местам, если нет времени останавливаться. У охотников за сокровищами есть традиционный праздник — 23 мая, День кладоискателя (день памяти апостола Симона Зилота: в древности на Руси считалось, что Симон Зилот помогает кладоискателям, выходившим на поиски). В этот день родился один из наших героев — Рудольф Кавчик.
«Идиоты с клюшками»
Рудольф Кавчик и Валерий Гаращук устроили для нас показательную вылазку. Мы отправились на место некогда существовавшего бурятского улуса, сейчас больше похожего на поле. Как настоящие кладоискатели, мы задобрили местную землю монетками. По дороге нам попались «дрова», две машины с номерами «666», и грузовики с капустой. Все решили, что это тоже, безусловно, к счастью.
Проехав указатель «Зады», остановились в поле недалеко от посёлка Усть-Ордынский. «Люди часто просятся с нами в походы, думают, что поиск кладов — это что-то захватывающее, а по приезду им кажется, что это скучное занятие: какие-то идиоты с клюшкой ходят по полю и роют ямы, — рассказывал Валерий. — Самое смешное, что, если ничего не найдешь, занятие действительно скучное и настроение портится ужасно». Бездумно махать «клюшкой» в чистом поле неэффективно, предупредили они нас. «Углубления в земле — следы от домов, там и надо искать, — советует Валерий. — Высокая трава — тоже хороший признак: земля удобрена навозом, следовательно, люди здесь держали скот, работали и что-нибудь теряли. А вот болотные кочки можно обходить стороной. Вряд ли жители проводили много времени на болотах». Металлодетектором можно обнаружить предмет на глубине до двух метров, «если там зарыта бочка, а ещё лучше — танк», — смеются кладоискатели. Монетку детектор уловит только на расстоянии штыка лопаты. Звук прибора должен быть постоянным и чётким, иначе можно перепахать всё поле.
Приметы нас не подвели. Совместными усилиями корреспондентов «Конкурента» и опытных кладоискателей было найдено: 5 копеек 1891 и 1831 года, 2 копейки 1800, 1924 года и полушка 1864 года. Из бытовых находок: медный замочек от шкатулки, напёрсток, четыре медных и один серебряный перстни, обломки конской сбруи, посеребренная пластинка с именем «Дуся», обрамлённым двумя голубками, и две бусинки. Говорят же, новичкам везёт.