Тарифные войны
Частные перевозчики избрали тактику «тихого сопротивления»
Иркутск, уже подзабывший о дефиците пассажирского транспорта, снова откинут на несколько лет назад. Давка на остановках и в маршрутках в последние недели стала нормой. Близится конец года, и частные перевозчики развернули новый этап борьбы за повышение тарифов. Но если ранее они прибегали к открытым акциям протеста, сегодня применяется «тихое сопротивление» - с сентября в городе резко сократилось количество маршрутных такси. По мнению экспертов, так частники пытаются «выдавить» из региональных властей санкцию на повышение цен на проезд. Администрация же города убеждена: в спорных вопросах жители города не должны служить разменной монетой.
Тарифная война на транспорте идёт в Иркутске уже около пяти лет. До 2003 года в маршрутном такси можно было проехать за 6 рублей, затем тарифы повысили до 8 рублей. В 2004 году поднялась цена билета в муниципальном транспорте — с 5 до 6 рублей. Частники отреагировали немедленно, повысив свой тариф до 10 рублей. Обладминистрация заявила, что такое повышение незаконно. Затем последовал откат — цены в муниципальном транспорте снова упали до 5 рублей, а в частном — до 8 рублей. В конце 2005 года маршрутчики снова заявили о необходимости повысить цены. На этот раз уже до 10-15 рублей. Однако частные перевозчики не сумели представить в обладминистрацию обоснование повышения цен, и в требовании было отказано. В феврале 2006 г. маршрутчики устроили забастовку у стен мэрии, однако эта акция была признана незаконной, и до сих пор горожане ездят за 8 рублей.
После неудачного опыта прошлых лет частники решили действовать иными способами. А именно — за счёт дефицита транспорта. В ассоциации маршрутных такси Иркутска отказались дать комментарии по этому поводу. Председатель ассоциации Ирина Орлова заявила, что не будет отвечать на вопросы корреспондента «ВСП», так как «опаздывает на поезд». Делегировать ответы на вопросы кому-либо из своих заместителей она также не смогла. А вот ранее И. Орлова подтвердила в СМИ, что количество машин на ряде маршрутов действительно сократилось. Она объяснила это тем, что маршрутчики самостоятельно уходят с рынка из-за нерентабельности — цены на маршрутки не повышались уже 4 года, а стоимость запчастей и дизельного топлива постоянно растёт.
Между тем, это не объясняет, почему отток маршрутчиков с рынка произошёл так резко — в сентябре 2006 года. «Не исключена возможность того, что дефицит маршрутных такси создан сознательно», — отметил источник в администрации области. Вице-мэр Игорь Бычков заявил о том, что администрация города «фактически становится заложницей недобросовестных перевозчиков» и вынуждена «эвакуировать» людей с остановок на дополнительных муниципальных автобусах. А вот сами маршрутчики уже готовы назвать новую цену на одну поездку в такси — речь о 10 рублях уже не идёт, предлагается установить нижнюю планку не менее 12 рублей, заявила на прошлой неделе Ирина Орлова.
Городская администрация убеждена: проблема должна решаться на основе конструктивного диалога областных, муниципальных властей и частных перевозчиков. Сейчас мэрия уже выпустила на городские маршруты муниципальные автобусы. Председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска Олег Шандрук сообщил, что в «пиковые» часы утром и вечером на наиболее проблемных маршрутах (среди них — Первомайский, Синюшина гора, Университетский) будут ходить автобусы муниципалитета. На эти цели планируется задействовать 38 «дачных» автобусов.
Вопрос же повышения цен на проезд находится в компетенции областной администрации, а именно — комитета цен. Как пояснил корреспонденту «ВСП» глава комитета Павел Прощук, увеличение тарифов на перевозки возможно только на основании представления аргументированного обоснования повышения расходов. «В этом году мы от частных перевозчиков пока не получали такого обоснования», — сказал Прощук. Напомним, что и ранее городские и областные власти предлагали частникам представить документы на повышение цен, однако руководители маршрутных предприятий ссылались на то, что не ведут учёт бизнеса, а следовательно, не могут представить расчёты, которые ясно показали бы, что цены необходимо повысить. Впрочем, в комитете цен видят иную причину. «В городе до сих пор ездят такси по 6 и 5 рублей, — отмечает Павел Прощук. — Если бы это было невыгодно, стали бы эти предприятия работать себе в убыток?».
Пока комитет цен ждёт от частных перевозчиков города цивилизованных шагов урегулирования проблемы, мэрия разработала специальный муниципальный акт, призванный упорядочить работу транспорта в Иркутске. Решением высшего административного комитета на рассмотрение депутатов городской Думы Иркутска будет вынесен проект постановления «О порядке организации транспортного обслуживания населения на территории города Иркутска». Власти города планируют разработать оптимальную комплексную схему маршрутов транспорта и расписания движения автобусов. Обеспечить остановки разворотными площадками и остановочными павильонами.
Но главное новшество — введение единого заказчика на муниципальные перевозки, который будет заключать договоры с перевозчиками. Необходимые объёмы перевозок будут выведены из расчёта пассажиропотока, который сейчас разрабатывается Иркутским государственным техническим университетом. Отбор перевозчиков на регулярные маршруты будет осуществляться на основе конкурса. Мэрия в этом случае оставляет за собой право контроля за тем, сколько маршруток работает на линии (нагрузка должна соответствовать нормам пассажиропотока), как регулярно работают машины. Предлагается выделить так называемые «социально значимые маршруты».
Как пояснил начальник отдела транспорта и связи администрации города Иркутска Александр Фирсов, муниципальный порядок работы транспорта необходим, так как пока альтернативные пассажирские перевозки федеральным законодателем не регулируются. Действующие российские правовые акты в отношении рынка транспортных услуг базируются на законодательстве, принятом в дорыночный период. Сейчас в базовых законодательных актах РФ нет чётко прописанной обязанности перевозчика на заключение договора на перевозки с мэрией города. Лицензию же выдает управление государственного автомобильно-дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В результате возникает правовая «дыра». Перевозчики получают право на деятельность в городе, но при этом не несут никаких обязательств — могут выставлять на линию любое количество машин, самостоятельно определять маршруты и график движения. По данным управления Федеральной антимонопольной службы, закон по урегулированию альтернативных пассажирских перевозок до конца нынешнего года внесён в Госдуму не будет. Это означает, что нужно принимать меры на местном уровне. Вице-мэр Игорь Бычков сообщил, что мэрия располагает заключением прокуратуры о непротиворечии разработанного документа федеральному законодательству.