издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полувзгляды, полумеры…

Государству не нужны собственные кормильцы

  • Автор: Николай ЭЛЬГЕРТ

Всё в жизни крестьянской познаётся в сравнении. Многим из нас времена расцвета социализма уже давно не кажутся эпохой экономического застоя. А нынешнее рыночное изобилие в сочетании с полнообъёмной демократией, отягощённой миллионами наконец-то официально пере- ставших отбывать обязательную ежедневную трудовую повинность сограждан, тем не менее сметающих всё с рыночных полок, вдруг стало не в радость. Исчезает из нас то, чем мы всегда гордились. Доброта и сострадание, пусть даже иногда чрезмерные, не ко времени, иногда и к не заслуживающим этой добродетели. Но, так уже оказалось, это было исконно нашим и ничьим другим, это было проявлением «загадочного» русского характера.

И, к сожалению, самыми уязвимыми, самыми ранимыми оказались в это время люди, чьи изношенные руки, сгорбленные спины во все века так или иначе создавали фундаменты всех крепостных стен-государств. Они не возводят каменные стены, не укладывают брусчатые мостовые, они дарят людям, их окружающим, самое главное в жизни человеческой — еду.

Уважаемые сограждане! Люди из правительства и приближённые к вам! Если так уж хочется, то дамы и господа! Остановитесь на миг в любом из сельхоз-предриятий, не входящих в знаменитый клуб лучших сельскохозяйственных организаций России «Агро-300». Посмотрите внимательно в глаза работающих или просто сидящих на лавочках крестьян, не кривитесь от запаха перегара или невесть ещё чего другого, пощупайте своими интеллигентными руками столетние дома, в которых выросли деды и отцы этих людей, в которых выросли они сами и растут теперь уже их дети и внуки. И думайте, думайте …

Я не верю, не могу и не хочу поверить в то, что вы не увидите в глубине глаз, не услышите от ваших молчаливых собеседников немой крик души: «Почему мы стали невостребованными в ваших нововведениях? За что же нас так, не по-доброму? Если не нужны мы стали вам, сказали бы прямо! Без нас проживёте… Может быть, мы бы тогда себя по-другому повели. Зачем же столько лет нас надо было обманывать, что всё наладится, что государству нужны будут и собственные кормильцы. Мы же верили вам, когда выбирали на правление страной нашей. Почему же вы не научились держать своё слово в делах больших и малых, когда бросали в нас семена веры и надежды на лучшую судьбу крестьянскую? Подскажите вы нам, людям деревенским, как детей наших спасти от доли лихой. Ибо только самому страшному врагу можно пожелать не увидеть земли родной и дома родительского никогда. Не нами придумано, не нами выстрадано, что рано или поздно повзрослевшие птенцы возвращаются на свою малую родину. А куда же возвращаться нашим? Плохой это знак для государства, когда дети его не могут найти себе пристанища … Большие беды в любом государстве начинаются с малой беды отдельно взятого его гражданина. И если государство не хочет слышать, видеть, как криком исходит от боли огромная его составляющая — крестьянство, то самое время подумать о том, всё ли ладно в этом государстве…»

Люди! Перестаньте обещать, ограничиваться полумерами, полупрограммами, полупроектами по сохранению и развитию собственного сельхозтоваропроизводителя. Время бесценное уходит, улетает безвозвратно. Есть ещё у жителей сельских силы, не все ещё дети наши покинули родные гнёзда. Помогите по-настоящему — не на словах, а делами. И вы увидите в магазинах, на рынках, что можем мы кормить себя сами продуктами питания, произведёнными на наших полях, фермах, на наших заводах и из нашего сельскохозяйственного сырья. Неужели мы с вами стали забывать заповедь главную, которой учили нас в детстве родители наши. Кусок хлеба, даже чёрного, но заработанный тобой в трудах праведных, завсегда лучше булки с изюмом заморской, взятой из рук чужих. Может статься и так, что «чужой дядя» и не подаст…

Замечательно, что заговорили вы, наконец-то, о заботах-бедах наших крестьянских. Чуть-чуть повеяло свежим ветерком возможных перемен на селе после решения президента реализовать национальный проект «Развитие АПК». Лишь бы не заболтали планы рыночные экономисты и финансисты, давно сменившие российское гражданство на иностранное подданство. Лишь бы за добрым, первым шагом руководства нашего по пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства, по воссозданию и сохранению образа жизни сельского, а, значит, и корней наших, российских, последовали бы другие добрые дела. И пусть они будут на первый взгляд небольшими, осторожными. Деньги государственные счёт должны знать, дело они должны делать, а не по ветру улетать.

Всякое бывало в жизни крестьянской. На добрые дела выданные кредиты превращались поутру в пустоту. Не должно так быть более. Мало сегодня тех руководителей — селян, которые могут не только взять деньги государственные в пользование, но, самое главное, вернуть, когда срок придёт. А это значит только одно: искать надо, учить надо современному рыночному мировоззрению молодых крестьянских детей, способных воспринять эту науку. В первую очередь тех, кто родовой пуповиной ещё связан с малой родиной. Более того, эту связь возможно воссоздать заново, укрепить её, ибо зачастую она сегодня находится в зоне риска. Жилья для молодой семьи достойного нет. Заработать его самостоятельно, на деревенских хлебах, проблематично. Зачастую и место приложения сил молодых оставляет желать лучшего. Старые фермы, техника времён «покоренья Крыма», рабочий день немереной продолжительности в сочетании с заработаной платой, достаточной лишь для своевременных платежей по профсоюзным взносам. Мало не покажется для начинающего руководителя или мечтающего стать им.

Бесспорно, здесь заложен конфликт между «старым» и «новым». А кто нас, проработавших в сельском хозяйстве многие десятки лет, водил за ручку? Да, надо признать, были бесплатные квартиры, не очень дорогие садики для детей наших, была минимальная, но гарантированная зарплата, достаточная для того, чтобы жить от получки до получки. Была сверхурочная работа, та, которую мы делали за полночь, кормили личный скот, свиней, убирали в стайках. Да-да, та самая работа, которая и кормила, и давала возможность детей в школу собрать, не хуже городских. Но которую никто, кроме деревенских, не понимал и не умел перевести в деньги. Именно та самая домашняя сверхурочная работа, за оценку которой не брался ни один мало-мальски уважающий себя сельский экономист-нормировщик. А зачем? Кормит семью, и ладно…

Но что было, то было. Время другое пришло. Нет и не может быть сегодня бесплатных квартир для молодых специалистов и рабочих кадров сельскохозяйственного производства. Семейный приварок с личного подсобного хозяйства сельских жителей не только по трудозатратам, но и по его экономической эффективности стал не дополнительной живой копеечкой, привезённой с рынка после реализации излишков произведённой сельхозпродукции, а просто возвращённой, вложенной в личный двор на долгосрочной кредитной беспроцентной основе заработной платой, получаемой по основному месту работы. Не дают городские покупатели цену за сельхозпродукцию, произведённую в личном подсобном хозяйстве сельского жителя, достойную труда, вложенного в её производство. Не дают, и весь тут сказ… И не потому, что просто не хотят платить или не понимают её настоящую цену. Просто есть другая тема для разговора. И называется она покупательской способностью рядового российского гражданина …

Есть конфликт между «старым» и «новым» сельскохозяйственным мировоззрением или нет конфликта — не в этом суть. Просто, если мы действительно планируем возродить собственное сельскохозяйственное производство, максимально возможно быстро сделать его хоть отчасти конкурентоспособным и готовым работать в условиях ВТО, то все, кому предписано соответствующими решениями Президента Российской Федерации, должны от полумер, полувзглядов, полудействий перейти к разработке полнообъёмных эффективных схем взаимодействия органов власти и крестьянства. Вспомнить свои молодые годы, вспомнить, кто и как давал нам жильё, гарантированный минимальный уровень заработной платы, подъёмные на обзаведение хозяйством, и не мудрствовать лукаво при этом. Требуются серьёзнейшие капиталовложения под молодых крестьян, под тех, кто готов остаться жить и работать на селе. Причём не надо обещать возможность строительства ими новой сельской жизни на заёмной основе. Не скоро наша новая сельская молодёжь наживёт себе малый достаток, из которого можно будет рассчитаться с кредитами. Чего себя обманывать? А поэтому требуется ещё один, всего один, но самый важный, самый главный шаг президента, Государственной Думы, правительства при определении приоритетов государственной поддержки села.

Строительство жилья, объектов соцкультбыта на селе — это уровень федеральной программы с федеральным финансированием. Только так и никак иначе. При существующем федеральном бюджетном законодательстве, при установленных нормативах налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, сотнях платёжных полномочий и обязательств каждого из субъектов федерации не может программа социального развития села того или иного региона быть по-настоящему приоритетной, первоочередной. И свидетельств тому — тысячи. Обратного же — единичные примеры. Посмотрите, с какими трудами приняты региональные программы социального развития села там, где они официально утверждены и реализуются. Нет и не может быть выделено под них сколь-либо серьёзных капитало-вложений из бюджетов регионов, не позволяет это сделать существующая система перераспределения доходов между бюджетами всех уровней. Окончательно запутал систему программных мероприятий по социальному развитию села пресловутый Федеральный закон «О местном самоуправлении» со всеми его изменениями и дополнениями. Тем, кто желает поспорить с автором, с удовольствием приведу конкретные примеры и факты. Но только в другой раз, хорошо?

Точно так же должен быть подготовлен и принят федеральный закон о закреплении молодых кадров на селе, предусматривающий конкретную материальную поддержку молодых специалистов из федерального бюджета. Если потребуется, то должны быть внесены соответствующие изменения и в Закон «О местном самоуправлении» в вопросах уточнения полномочий тех или иных органов управления. Мы же понимаем, что при существующем бюджетном законодательстве ни одному региональному бюджету не справиться самостоятельно с данной задачей. Зачем же тешить себя иллюзиями, что этот вопрос могут решить самостоятельно сельскохозяйственные предприятия и организации, пусть даже в основе своей частные? Нет у них таких финансовых возможностей. Всё, что они зарабатывают, уходит на компенсацию очередного роста цены на горюче-смазочные материалы, удобрения, технику и т.д. Вы этого не видите?

Вот и получается, что пришла пора не просто вести разговоры о неких переменах, ожидающих наше крестьянство в скором будущем, а срочно дело настоящее делать, способное вернуть жизнь в нашу деревню.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры