Главный хранитель истории
В конце 90-х годов из структуры областного краеведческого музея были выделены как самостоятельные подразделения архитектурно-этнографический музей «Тальцы» и мемориальный комплекс декабристов; переехала на новое место экспозиция истории плавания по Байкалу на ледоколе «Ангара».
Сколько экспедиций было совершено научными сотрудниками краеведческого музея в верховья Ангары, чтобы собрать экспонаты для будущего музея под открытым небом, сколько трудов положено, чтобы сделать эту деревню не только исторически достоверной, но и привлекательной для посетителей! В музей декабристов были переданы лучшие экспонаты эпохи ХIХ века, а для экспозиции плавания по Байкалу заказывались макеты судов, бороздивших воды сурового озера.
«Эти отделы — как дети, выросли и ушли от родителей, — говорит директор краеведческого музея, заслуженный работник культуры Людмила Колесник. — События прежних лет прожиты и пережиты, повседневные заботы каждого дня зарубцевали раны обид, заставляют смотреть в будущее». Хозяйство, которым она руководит, огромно: в музее работают исторический отдел и выставочный, отдел природы, научная библиотека. В фондах хранятся уникальные коллекции, собирание которых началось ещё со времён ВСОРГО. Методико-информационный отдел занимается организационной и научной работой, помогает всем музеям области строить экспозиции.
На должность директора Людмилу Михайловну назначили в начале 90-х годов — самое неблагоприятное время для бюджетных организаций, когда месяцами не выдавалась заработная плата. В краеведческом музее она выплачивалась вовремя, и, если бывали задержки на день или чуть больше, Людмила Михайловна переживала это событие как личную драму. Понимая, что ждать «милости от природы» не приходится, она сделала всё, чтобы научные сотрудники сами научились зарабатывать средства на содержание музея.
Перестраивались стремительно, каждый старался придумать новшество, которое привлечёт посетителей, будет интересно, а значит, принесёт доход. Привычные для детей экскурсии стали сопровождаться играми, викторинами, конкурсами. В музее зрители становились не просто пассивными слушателями, а участниками исторических событий, о которых рассказывала та или иная экспозиция.
На полу отдела природы нарисованы следы медведя — это для праздника «День медведя», а сколько ещё детских праздников проводится там, об этом можно узнать по православному календарю. В дни зимних каникул в музее стали организовываться ёлки, проводиться познавательные игры. Научные сотрудники сами начали писать сценарии представлений, сами их режиссировать и разыгрывать. Они не просто отмечают Рождество, Крещение или Благовест, в дни новогодних забав рассказывают о традициях их проведения, издревле пришедших на Русь.
Как и многие музеи страны, наш краеведческий научился зарабатывать деньги, но не забыл и о своей основной функции — учёте и хранении фондов, состоящих из уникальных экспонатов. Что греха таить, многие музеи стали забывать об этой прямой своей обязанности, результаты для некоторых оказались плачевными, пример тому — кражи в Эрмитаже, музее истории искусств.
В состав учёного совета музея Л. Колесник начала привлекать авторитетных специалистов университетов, сотрудников Государственного архива Иркутской области, академических институтов и музеев области. Прерванный в начале 30-х годов выпуск ежегодного альманаха «Краеведческие записки» был возобновлён в 1993 году. Директор находит деньги на издания буклетов, дорогостоящих альбомов по коллекциям фондов.
Благодаря неуёмной энергии Людмилы Михайловны музей выезжал с выставками «Земля у Байкала: история и культура коренных народов Сибири» в Японию и американскую Аляску. Сегодня Колесник ведёт активные переговоры по обмену экспозициями с музеями Монголии. Ей кажется, если музей что-то не сумеет показать в своих отделах, то обделит тем самым своих земляков. Не случайно выставки сменяют одна другую, коллекции не пылятся в фондах, они постоянно «работают». Экспозиции с общим названием «Время и вещи» рассказывают об одежде и обуви, которую носили в старину деревенские и городские жители Сибири.
Работа коллектива, возглавляемого Людмилой Колесник, по достоинству оценена. В 2004 году музей был признан победителем областного конкурса «Образцовое учреждение культуры», а в 2006 — стал лауреатом Всероссийского конкурса программ «Лучший проект некоммерческой организации», выиграв грант на строительство музея-камеры Александра Колчака в следственном изоляторе. Гранты были выиграны и на другие уникальные проекты, например, передвижную выставку «Я выбираю жизнь», посвящённую борьбе с наркоманией.
Выпускница географического факультета государственного университета, Людмила Колесник начинала свою трудовую деятельность в должности научного сотрудника отдела природы. Полученные во время учёбы знания она пополнила знаниями по биологии, почвоведению, зоологии, но главное — по истории, ибо в краеведческом музее история является основным предметом изучения, хранением хода времени в предметах и вещах.
Не случайно в последнее десятилетие активизировалась собирательская работа. В музейные фонды поступило 50 тысяч экспонатов, среди которых наиболее ценными стали коллекции по буддизму, старообрядчеству XVIII века, быту старого Иркутска конца XVIII — начала XIX веков, российские и зарубежные ордена XIX — первой половины ХХ веков. Существенно пополнились этнографические коллекции, посвящённые коренным народам Прибайкалья — бурятам и тофам.
Карьерный рост (как сегодня говорят) у Колесник начался стремительно, в 1991 году она стала заведующей отделом природы, а в 1993 — возглавила весь музей. С этого момента она и стала называть себя «вечным строителем». Десять лет длилась реконструкция отдела природы, совпавшая, увы, со временем абсолютного безденежья. Зато результат оказался впечатляющим, новая экспозиция интересна, построена с учётом полного обзора посетителями экспонатов — чучел животных, птиц, рептилий.
Далее последовала реконструкция административного здания, в котором расположены фонды музея. Наконец-то хранение приведено в должный вид, для каждого раздела не только выделено отдельное помещение, но и построены современные стеллажи. Наиболее ценные вещи, как, например, старинные ордена, холодное оружие, эфесы которых украшены драгоценными камнями и инкрустированы серебром, хранятся в бронированных комнатах.
Прошло открытие «Музейной студии» — прекрасного выставочного зала, в котором каждый месяц меняются экспозиции. Кроме того, в студии предусматривается компьютерный зал, в котором будут проводиться занятия по истории нашего региона, всей Сибири и страны. По сути, этот зал будет современной школой для юных краеведов и клубом для всех, кто профессионально интересуется историей.
Но разве может успокоиться Людмила Михайловна? Главным предназначением своей деятельности она считает реставрацию главного здания, построенного в конце XVIII века в мавританском стиле, специально для музея ВСОРГО. Сегодня ведётся работа по проектированию реконструкции (как и в драматическом театре, к историческому зданию предполагается сделать пристрой). Словом, начало положено, остаётся продолжить дело.
Хочется верить, что следующий юбилей Колесник отметит в обновлённом здании музея, составляющем гордость не только Иркутска, но и всей Сибири. В день юбилея желаем Людмиле Михайловне здоровья и неиссякаемой энергии, которая необходима ей для последующей созидательной работы!
НА СНИМКЕ: Людмила КОЛЕСНИК