Долги по осени считают
Похоже, ситуация с долгами муниципалитетов за теплоэнергию перед Восточно-Сибирской железной дорогой наконец-то сдвинулась с мёртвой точки. Поначалу мало кто верил, что дорога проявит такую беспрецедентную «чёрствость» и не начнёт-таки отопительный сезон до полного погашения задолженности. Однако твёрдая позиция ВСЖД и неотвратимо подступающие холода оказались серьёзными аргументами в пользу решения должников рассчитаться с кредиторами.
Как бы то ни было, самоуверенные заявления некоторых чиновников о том, что «никуда, мол, железная дорога не денется и отопление подключит в срок», сменились к концу сентября на более или менее конструктивные действия.
На сегодня МУП «Нижнеудинское коммунальное хозяйство», которое долгое время числилось в «злостных задолжниках», оплатило всю сумму дебиторки, составлявшей более 2 миллионов рублей. На следующий же день после перечисления средств на счета железной дороги тепло и горячая вода были поданы на все объекты коммунального хозяйства. Что ни говори, прецедент создан, и закоренелый дебитор стал образцом для подражания другим муниципалитетам.
Кое-какие подвижки есть и в Северобайкальске, где долги МУП «Жилком-энерго» в сумме около 20 миллионов рублей берёт на себя новое предприятие — МП «Теплогенерация».
В Тайшете долг снизился на 2,5 миллиона рублей и составил на конец сентября около 25,5 миллиона. Ещё 3 миллиона власти города рассчитывают получить от продажи имущества МУП «Тайшетское коммунальное хозяйство». Правда, на последних торгах желающих приобрести имущество банкрота не обнаружилось. По сути, источники погашения задолженности отсутствуют как у МУП «ТКХ», так и у муниципального образования «Тайшетское городское поселение». «Сумма долга перед ВСЖД равна годовому бюджету города, и мы не в силах его покрыть», — утверждает глава муниципального образования Елена Коваленко. На настоящий момент готовится распоряжение губернатора Иркутской области о выделении городу 4,3 миллиона рублей для урегулирования финансовых взаимоотношений с железной дорогой.
С кем предстоит работать ВСЖД в Тайшете в дальнейшем — сегодня вопрос открытый. Преемником МУП «ТКХ» хотело бы назвать себя ЗАО «Техноресурс», однако оно не может подтвердить свою платёжеспособность и отказывается от условий предоплаты, на которых настаивают дорожные службы. Глава Тайшетского городского поселения рекомендует заключать договоры по отпуску тепла с другими частными компаниями — ООО «Северо-Запад» и ООО «Тайшетводосток». Однако ни одна из рекомендованных компаний не представила документацию, необходимую для заключения договора теплоснабжения. А пока эти вопросы находятся в стадии обсуждения, стрелка термометра настойчиво движется к минусовым температурам.
Конечно, можно было бы сказать, что холодные осенние деньки работают на железнодорожников, если бы не то печальнее обстоятельство, что от задержки сроков начала отопительного сезона страдает ни в чём не повинное население. Да и отвлечение огромных денежных ресурсов из бюджета ВСЖД мешает компании полноценно подготовиться к зиме. Поэтому тянуть время сегодня невыгодно никому, и дебиторам следует помнить, что осенняя пора не только «очей очарованье», но и пора возврата долгов.