Резервы домостроя
Могут ли в Приангарье снизиться цены на жильё?
В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин говорил: «Строится мало, а то, что строится, часто не отвечает современным стандартам, безопасности и качеству. Наша задача - к 2007 году обеспечить значительный рост объёмов жилищного строительства. По отношению к уровню 2004 года - не менее чем на одну треть. Для этого в бюджетах всех уровней прежде всего нужно выделять средства на оснащение инженерной инфраструктурой земельных участков под жилищное строительство».
Эти проблемы обсудили участники прошедшего в рамках Байкальского форума «круглого стола» «О практической реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Ведущий заседание руководитель федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик отметил нацеленность региональных властей на реализацию четырёх подпрограмм: обеспечение жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильём молодых семей, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, а также реконструкцию застроенных территорий.
— Работа идёт, администрации переориентированы на создание условий для работы бизнеса, включены административные ресурсы, — сказал С. Круглик. — И уже видны результаты: за семь месяцев рост жилья составляет около 10% к уровню прошлого года. Думаю, что по году мы выйдем на 50 млн. кв. м.
В Приангарье ввод жилья должен составить не менее 400 тыс. кв. м (за семь месяцев введено 95,6 тыс. кв. м), или на сто тысяч больше, чем в 2005 году. На одного жителя области это составит 0,16 кв. м (в 2005г. — 0,12 кв. м). Несложно подсчитать, что если и дальше будем строить такими темпами, то лет через десять выйдем на…1 кв. м. За это время придёт в состояние непригодности столько же ветхого и аварийного жилья.
Картина, прямо скажем, неприглядная. В то же время стоимость жилья растёт как на дрожжах. По словам Сергея Круглика, цены на жильё повысились на 35%. В Иркутске цена 1 кв. м давно зашкаливает за 25-30 тыс. руб.
Причина этого роста, прежде всего, в отсутствии генпланов застройки, новых технологий и мощностей. Строить нам практически не из чего. Дефицит цемента у нас уже сегодня исчисляется десятками тысяч тонн, кирпича — миллионами штук, ячеистого бетона и теплоизоляционных материалов — десятками тысяч куб. м, стекла — миллионами кв. м и т. д. Доработались до того, что железобетонные трубы на ново-ленинский коллектор заказываем в Перми.
Добавьте сюда отсутствие новых ресурсосберегающих технологий. Не ввозить надо всё это, а создавать у себя в регионе. Почему, скажем, не наладить производство утеплителя в Мальте? Плиту сухого прессования, прокат металлоконструкций можно организовать в Иркутске. Программы по этим и другим направлениям разрабатывались, но сдвинуть что-то с места не удаётся. А ведь решив только эти проблемы, строители сбросят цены минимум на 20-30%.
А сколько ведём разговоров об обеспечении земельными участками, коммунальной инфраструктурой, о пилотных проектах и новых площадках, обустроенных за счёт федеральных средств и выставленных на торги. Тогда не нужно будет привлекать деньги дольщиков на инженерные сети, а это 15-20% стоимости объекта.
Разговор на «круглом столе» — это своего рода урок на будущее: как вести себя на строительном рынке, чтобы и круг инвесторов расширился, и люди вкладывали деньги не в элитное, а в массовое строительство, поскольку 90% клиентов городских программ — покупатели одно- и двухкомнатных квартир. А это, по законам рынка, приведёт к неминуемому снижению стоимости квартир.
В тот же день в конференц-зале «Сибэкспоцентра» состоялась деловая встреча «Индустриальное мало-этажное домостроение как условие реализации национального проекта России». В её рамках прошла презентация проектов двух технологических линий малоэтажного домостроения в заводских условиях и обсуждение вопросов развития индустриального деревянного домостроения. Участникам форума были продемонстрированы проекты заводов по производству комплектов малоэтажных домов.
— Проекты заводов и те технологии, которые мы представили, — это ноу-хау российского рынка деревообрабатывающей отрасли, — сказал руководитель представительства компании «Глобал Эдж» в Сибирском федеральном округе Александр Колесников. — Наш завод рассчитан на ежемесячный выпуск 15-20 комплектов домов.
Компания одновременно презентовала технологию, при использовании которой основной объём работ фактически переносится в цеха, где изготавливаются детали домов, а на стройплощадке они собираются, как конструктор. А ещё были продемонстрированы оборудование и технология, качество и скорость строительства.
Преимущества данной технологии в том, что сырьё и материалы, производимые в России, позволят создать новые рабочие места в регионах, снизят сроки строительства. Это и было продемонстрировано на площадке «Сибэкспоцентра». За три дня был собран дом из клееного бруса.
Это очень красивый, площадью 156 кв. м дом, с огромной архитектурной палитрой, которая не лимитируется ни размерами, ни конструкциями. В нём, как образно заметил руководитель «Сибэкспоцентра» Анатолий Коцарь, присутствует некая «интеллигентность качества». Если обычное бревно для деревянного дома 6-метровой длины, то брус можно выпускать до 12 метров. Состоит он из 5-6 досок, которые клеятся на заводе под прессом. А это значительно улучшает качество древесной стены. При высыхании она не трескается, как естественное бревно. Там же делаются все зарубки, зарезки, стыковки — всё это очень эффективно и впечатляет.
Цена сложенного дома — 850 тыс. руб. Это без сетей, фундамента, кровли, благоустройства… Грубо говоря, это сруб без внутренней отделки. Для того, чтобы довести его до ума, потребуется ещё тысяч 500, как минимум. Думается, дом скорее для тех, кому не надо считать деньги на отопление. Тех, которые любят эксклюзив, могут шикануть: дескать, живу в деревянном доме. И не более. Да, в народе раньше строили дома из бревна, но в те времена не стоял вопрос энергосбережения, тогда не знали о 100-процентной оплате за коммунальные услуги.
Есть у нас и канадская, и шведская технологии, инженерный смысл которых сводится к тому, что несущие функции конструкций и теплоизоляционные разведены по разным материалам. Дерево здесь используют как каркас, а теплоизоляцию делают на основе песка, базальта, так называемой минеральной ваты. Это наиболее эффективный теплоизоляционный материал. Говорят, что сейчас появляется теплоизоляция ещё круче — на основе целлюлозы. Это нормальный, отработанный путь. По канадским и шведским технологиям сегодня в мире строится 80% жилья.
Почему опыт не приживается у нас? Вся закавыка в том, что эта технология ударяет по господствующей на нашем рынке, у которой ни качества, ни удешевления. Не хотят создавать конкуренцию нашим фирмам, живущим на привычной дедовской технологии. Они её немножко улучшают — используют пенопласт, чтобы не такая толстая стена была, и живут себе безбедно и беззаботно. Монополия! Решат ли они поставленную национальным проектом задачу?
Нацпроект, как известно, предусматривает обеспечить нас доступным и комфортным жильём. Специалисты обращают особое внимание на качество. Как добиться создания экологически чистой среды обитания? Этому и посвятил своё выступление, а также презентацию проекта «ЭкоПромРегионы» генеральный директор ЗАО «Национальный экологический промышленный альянс» Александр Хофман.
К сожалению, слово «комфортное» не включают в себя понятие «экологически чистое». Человек должен быть уверен, что в квартире своей его не подстерегают коварный родон или скрытые диоксины. Ему и в голову не должно приходить, что жилище его возведено из непроверенных, экологически грязных материалов.
К сожалению, сейчас отменены экологические СНиПы, нет стандартов экологической защиты населения. Ни в одном градостроительном документе не упоминается о проверке качества проектно-строительной продукции на экологическую чистоту зданий.
А ведь любой вид минерального сырья, используемого в строительстве, содержит радиоактивные вещества в различной концентрации. Это так называемая природная радиоактивность, она присутствует как в щебне, песке, цементе, так и в готовой продукции: кирпиче, бетоне, растворе, железобетоне, облицовочной плитке…
Ещё на наши города и населённые пункты накатываются мощные лавины различных отходов. По оценкам экологов, каждая тонна их содержит до 50 нанограммов диоксинов. Человек задыхается в полимерных примесях, которые составляют до 15% от общего объёма всех отходов. Некоторые страны используют сжигание, которое уменьшает отходы в десять раз.
Утилизацией бытовых отходов в российских городах и занят «Национальный экологический альянс». Александр Хофман представил участникам «круглого стола» экологическую программу «ЭкоПромРегионы», рассказал о практикуемых принципах работы в городах и населённых пунктах. Пилотный проект «ЭкоПромЛипецк», запущенный в декабре 2005-го обеспечивает выполнение полного цикла операций с отходами: сбор, вывоз, сортировка, брикетирование и захоронение ТБО на полигоне. Предприятие отвечает самым жёстким российским и европейским нормам в области промышленной и экологической безопасности, имеет передовые системы автоматизированного контроля технологических процессов и учёта энергозатрат.
Хорошо бы и нам иметь нечто подобное.