«Вот БЭФ закончится, тогда и будете здесь жить»
Байкальский экономический форум образца 2006 года был призван продемонстрировать рост инвестиционной привлекательности Иркутской области и благоприятные условия для инвесторов в регионе. У ДИМИТРИЯ ЕЛОВСКОГО и его собеседников сложилось впечатление, что начинать надо было с качественной организации самого форума.
В преддверии форума иркутскую милицию охватила антитеррористическая лихорадка. Для охраны БЭФа органы правопорядка предприняли беспрецедентные меры: по сообщениям руководства ГУВД области, безопасность форума обеспечивали две с половиной тысячи милиционеров, включая курсантов, тогда как третий форум блюли всего семьсот стражей порядка. Их усилия увенчались успехом: по не-официальной информации, в первый же день были задержаны трое национал-большевиков с пачкой листовок. Текст, опубликованный в Интернете, гласил, что нацболы не против БЭФа, но очень хотят, чтобы его решения соответствовали интересам жителей области. Совпадение лозунгов последователей Лимонова с заявлениями областных властей до форума не избавило нацболов от поездки в Октябрьский РОВД. Представители правоохранительных органов позже заявили, что нацболы «ругались матом и хватали сотрудников милиции за одежду», за что и были задержаны.
Закон и беспорядок
БЭФ ещё не начался, а жильцы прилегающих к БайкалБизнесЦентру (базовому месту проведения форума) домов уже в полной мере ощутили на себе рвение милиционеров. Один из жильцов дома, расположенного непосредственно рядом с ББЦ, отставной военный, рассказал, что во вторник его дочь с ребёнком милиционеры не пропустили к дому, мотивируя своё решение отсутствием у неё прописки в оцепленном районе. Когда женщина попыталась объяснить, что просто живёт у отца, последовал ответ: «Вот БЭФ закончится, тогда и будете здесь жить!».
Страдали не только жители окрестных домов, но и гости форума. «Конкуренту» удалось выяснить подробности приключений трёх членов Совета Федерации, среди которых был сенатор от Усть-Орды Валерий Гладилин. Встречавший их в аэропорту помощник не успел забрать спецпропуска для гостей и повёз членов Совфеда сразу на церемонию открытия. Ещё на дальних подступах их остановили сотрудники милиции и потребовали пропуск. «У нас нет пропусков — они лежат в БайкалБизнесЦентре, но мы сенаторы. Пропустите нас», — объясняли Гладилин и его спутники. «Не знаем мы никаких сенаторов и вас не пропустим», — отвечали милиционеры. Сенаторы показали им удостоверения членов Совета Федерации, после чего их пропустили, но пешком, так как у водителя пропуска не было.
Глубоко эшелонированная оборона
Во вторник корреспондент «Конкурента» сам смог лицезреть все три линии обороны БЭФа. На первой — примерно в радиусе 300-400 метров от ББЦ — сотрудники ДПС разворачивали все машины, которые не имели пропусков. На второй — в 200 метрах от входа в БайкалБизнесЦентр — милиционеры проверяли наличие бейджей, заменявших пропуск большинству гостей и журналистов. Проверяли не очень активно, так как у многих бейджей не было — они лежали в БайкалБизнесЦентре.
Третья линия — плотная стена из стражей порядка непосредственно вокруг ББЦ. Они стояли разве что не держась за руки. В это оцепление попал и кусок улицы, на который не пускали даже аккредитованных журналистов. Проехать по улице могли только кортежи самых высокопоставленных гостей и трамваи, которые, наверное, из соображений уже собственной безопасности милиционеры останавливать не решались. Причём на оцепленном участке ничего ценного заметно не было, кроме двух десятков милицейских машин. Должно быть, их-то и охраняли сотрудники органов правопорядка.
В списках не значатся
Однако милицейские кордоны на подступах к ББЦ оказались только началом. Дальше была вотчина службы безопасности и непосредственных организаторов форума. Всё начиналось с регистрации участников. Столов для регистрации было всего три: два для почти трёхсот журналистов и один для остальных участников, коих было более тысячи. Перед ним очень быстро образовалась двадцатиметровая очередь. В ней стояли все: от директоров фирм, членов иностранных делегаций до депутатов региональных парламентов и Госдумы. На улице было плюс четыре градуса по Цельсию, и представительные мужчины в лёгких пиджаках и женщины в деловых костюмах согревали друг друга беседами о политике и будущем бурном развитии региона. Периодически кто-то из приглашённых обнаруживал, что не внесён в списки.
— Я депутат Заксобрания Протопопова Наталья Владимировна, — объясняла юной девушке за столом регистрации главный акушер-гинеколог области.
— Вас нет в списке.
— Но я же читаю доклад… — растерянно говорила женщина.
— Мне очень жаль, но я не могу вам ничем помочь.
Позже корреспондент «Конкурента» видел Наталью Протопопову внутри с бейджем, на котором скромно было написано: «гость». Должно быть, организаторы так и не поверили Наталье Владимировне до конца.
Из-за спешки началась неразбериха, бейджи и фирменные сумки с материалами форума периодически путали. Молодой человек у входа удивлённо рассматривал свой бейдж, на котором было написано: «Соколова Александра Владимирович».
— Мне выдали программку на английском языке, — говорила на чистом русском одна из участниц форума, — интересно, у меня на лице написано, что я по-русски не говорю?
— У меня все материалы на английском языке, — грустно произнёс её сосед, — пойду вспоминать школьную программу английского.
— А мне выдали портфель с материалами не для участника, а для организатора, — отвечала ей соседка, — с техзаданиями и текстами для внутреннего использования, хотя я гость.
— А у меня бейдж зелёного цвета — для журналистов, — рассказывал корреспондент одного из областных изданий. — Я пытался пройти в холл, но меня охрана у рамки металлоискателя отправила через другой вход, объяснив, что у меня не тот бейдж. Там нас ждали девушки в милицейской форме. Они долго вели меня и ещё нескольких журналистов по коридорам, лестницам и наконец вывели в тот же холл, но по ту сторону металлоискателей!
— Это чтобы разделить потоки и не создавать заторов, — объяснял человек с бейджем «организатор».
— Вы бы лучше второй стол для регистрации поставили, — заметил проходящий мимо гость, — чтобы избежать заторов.
«Максимально приближённые к жизни»
— Простите, а где зал для обеда? — растерянно спрашивал стоящих в коридоре людей солидный мужчина с бейджем, на котором и вовсе ничего не было написано. Мужчину звали Равиль Фаритович Гениатулин, он уже давно работает губернатором Читинской области, и, видимо, организаторы решили, что такой человек и вовсе не нуждается в представлении.
— На первом этаже есть обеденный зал, — отвечали ему, — ещё есть на входе, но там кормят журналистов, и там очередь.
— Большая очередь? — интересовался читинский губернатор.
— Как на регистрации.
— Тогда я туда не пойду, — испуганно произнёс он и заспешил на первый этаж.
Пленарное заседание проходило в большом конференц-зале ББЦ. Там председатель Совета Федерации Сергей Миронов, полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, губернатор Александр Тишанин и ещё огромное число высокопоставленных чиновников, губернаторов, спикеров региональных парламентов и т.д. делились своими надеждами на «максимально приближённые к жизни» результаты БЭФа. Рядом с большим залом был малый, в котором гости смотрели прямую трансляцию с заседания на большом экране.
Огромный телеэкран был и в пресс-центре. Почему-то показывал он только с открытым окном. Когда журналисты около окна замерзали и начинали жаловаться, окно закрывали. Выключался телевизор. Начинали жаловаться журналисты, смотрящие трансляцию. Открывали окно — телевизор включался. Потом всё повторялось заново.
Вершина экономической мысли
В холле милые девушки в майках с надписью «Байкальский экономический форум» раздавали пригласительные билеты на концерт оркестра Олега Лундстрема (проходил в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале». — «Конкурент»), который должен был состояться вечером. Корреспондент «Конкурента» несколько раз проходил мимо них и каждый раз получал приглашение. Когда ему попытались отдать уже четвёртый билет, у него проснулась совесть и он отказался. Концерт состоялся вечером в зале музыкального театра. На пригласительных не были указаны места, поэтому рассаживались кто как хотел. По проходу, растерянно оглядываясь, ходили председатель контрольной комиссии Заксобрания Сергей Левченко и вице-спикер Людмила Берлина. Они искали себе места.
— Сейчас наблюдала такую сцену на входе, — рассказывала подруге одна из зрительниц, — Сурнин (председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания. — «Конкурент») с женой и Воронова (председатель комитета по социально-культурному законодательству всё того же Заксобрания. — «Конкурент») показывают свои пригласительные, а женщина на вахте на них чуть ли не с криком: «Вы где их взяли?». Они отвечают, что им в Заксобрании выдали. А вахтёрша говорит, что мест в зале больше нет и она их не пустит, потому как начальство не разрешило. И они ушли, представляешь!
В это время на сцене губернатор говорил, что «Байкальский экономический форум — это вершина экономической мысли» нашего региона. Он рассказывал, что БЭФ привлечёт новых инвесторов в регион, покажет его возможности. А фестиваль «Звёзды на Байкале» — это вершина культурной жизни» области и делает её одним из культурных центров. Знаменитый пианист Денис Мацуев, конечно, с главой региона был во всём согласен, но, не упустив случая, намекнул ему на то, что неплохо было бы построить новый концертный зал, «а то билетов достать невозможно, я для своих родителей купил вон там, под люстрой».
«Вот именно, — тихо, так, чтобы не слышали соседи, говорил корреспонденту «Конкурента» один из московских бизнесменов, приехавший на форум искать новых партнёров, — сначала вам надо построить новый концертный зал, а лучше конференц-зал на тысячу мест, гостиницу на две тысячи, потом уволить организаторов форума, вахтёров в театре и тёток в аэропорту в багажном отделении — они же элементарных правил приличия не знают — и набрать новых. И только потом можно будет серьёзный форум проводить».