Что такое кластер?
В Правительстве РФ рассматриваются предложения о формировании новых центров экономического роста страны. Правительственные чиновники пришли к выводу, что создавать промышленно-энергетические системы нового типа необходимо в окраинных регионах страны и на западе и на востоке РФ. За разъяснением мы обратились к депутату ГД, члену Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Сергею ДУБРОВИНУ.
— Сергей Иннокентьевич, какое участие в подготовке данного вопроса принимают депутаты Госдумы РФ?
— Фракция «ЕР» взяла под особый контроль выполнение особо важных планов по развитию юга и востока страны. В Госдуме прошло несколько «круглых столов», на которых специалисты, депутаты, ведущие научные силы страны обсудили и выработали предложения к Правительству РФ о развитии этих регионов.
— О каких новых промышленно-энергетических центрах территориально идёт речь?
— Этих центров четыре: Каспийский, Западно-Европейский, Восточно-Сибирский и Охотоморский. Эти регионы уже обладают разведанными месторождениями нефти и газа.
— Будущие промышленно-энергетические центры назвали «кластерами». Что это такое?
— По умению давать красивые и непонятные названия наше правительство оставило далеко позади правительства других стран. Энергетический кластер — это система горизонтально связанных промышленных, научных, социально-культурных и образовательных предприятий и организаций.
— Как позитивные перемены ожидают в связи с этим Восточную Сибирь?
— Восточно-Сибирский кластер будет развиваться с 2010-2015 года. Он создаётся на базе Юрубчено-Тахомского и Верхнечонского нефтяных и Чаяндинского и Ковыктинского газовых месторождений. В сумме можно говорить о 100 миллионах тонн извлекаемых ресурсов в год. Развитие кластера тормозится всего лишь 10% разведанных территорий. Фактически сегодня может использоваться только Ковыктинское месторождение. Сейчас просто необходимо присоединять к данному проекту разведанные месторождения юга Якутии и переходить к разведке месторождений центра и севера Восточной Сибири и Якутии и шельфа Северного Ледовитого океана. Должны быть проработаны транспортные схемы — строительство автодорог, Северной железнодорожной магистрали, возрождение аэропортов и создание аэрокомпаний по их обслуживанию и, наконец, воссоздание государственного отношения к Северному Морскому пути со всей его инфраструктурой. Мы должны говорить о выходе на новый экономический уровень Иркутской области, Якутии, Эвенкии и Таймыра, но нельзя отрывать от процесса экономического развития Бурятию и Читинскую область. Тем более что с созданием миллионного Иркутска воссоздаётся крупный естественный центр — столица Восточной Сибири. Чтобы не «простаивали» гигантские месторождения железных руд и коксующихся энергетических углей в Якутии, Амурской и Читинской областях, на их базе необходимо создавать Иркутский металлургический центр, допустим в Железногорске-Илимском. Это необходимо и для укрепления геополитического влияния России в Азиатском регионе.
— Перспектива красивая. А сколько это потребует государственных средств?
— Считаю, что главной функцией государства в этом проекте является создание нормальных условий для развития экономики.
Приходя в Восточную Сибирь, предприниматель должен вкладывать свои средства в развитие, чтобы получать прибыль не только самому, но и для двух-трёх поколений своих потомков. Как наши предки приходили сюда надолго, а лучше всего — навсегда.