Строить не разрушая
Успешно реализовав в прошлом году программу по электрификации острова Ольхон, компания «Иркутскэнерго» приступила к новому проекту. В августе началось строительство двухцепной линии ВЛ-35 кВ Черноруд — Сарма — Курма. Эта программа является одним из инвестиционных проектов «Иркутскэнерго» по согласованной с администрацией области программе электрификации муниципальных образований области на 2006-07 гг. Сумма вложений в строительство линии в этом году составляет 25 млн. руб. из общего инвестиционного фонда по социальной программе 500 млн. руб. Уже в следующем году планируется закончить строительство, дойти до Курмы, где и будет расположена подстанция.
По стандартной схеме инвестиционный цикл по реализации такого проекта занимает два года. В первый год определяется трасса, которую затем согласовывают со всеми землепользователями, проводятся изыскания, и лишь затем приступают к проектированию. Выбор подрядчика (строительной организации) и непосредственно строительство проходят уже во второй год. В данном случае необходимо было вести все работы одновременно, с привлечением всех участников процесса. В связи с этим руководство «Иркутскэнерго» поставило проект под особый контроль.
«У нас принято, что подрядная организация выбирается на конкурсной основе, проводится тендер. Но как заключить договор со строителями, если нет проекта, не известна стоимость, а строить нужно уже сейчас? Время требовало принятия нестандартного решения. Было предложено провести тендер по удельным показателям, то есть определить, у кого из подрядчиков меньшая стоимость человека-часа, у кого ниже уровень накладных, транспортных, плановых расходов. По итогам конкурса, прошедшего 9 июня, победителем было признано ОАО «Электросетьстрой». В этот же день был определён и проектировщик, которым стал проектный институт «Востоксибсельэнергопроект», — рассказывает директор Восточных электрических сетей Валерий Кондратьев.
Однако оставался нерешённым ещё один очень важный вопрос. Дело в том, что стройка должна была проходить через территорию национального парка, что предполагает серьёзную экологическую ответственность за сохранность уникальных природных территорий. Особая проблема заключается в том, что территория насыщена памятниками культурного наследия: там расположено большое количество древних стоянок человека, могильников (захоронений). А строительство линии, прежде всего, связано с земляными работами (необходимо копать грунт, ставить бетонные фундаменты, монтировать на них металлические опоры). Вследствие этого подготовка такого объекта к строительным работам требует проведения сложных организационных мероприятий для создания безопасной трассы, движение по которой строителей не разрушит памятники культурного наследия.
Проектировщики и представители Восточных электрических сетей обратились в комитет по охране объектов культурного наследия Иркутской области с просьбой обозначить культурные объекты, расположенные на территории застройки. Необходимо было получить от комитета разрешение, согласовав проектную схему строительства ЛЭП.
Оказалось, что сделать это сразу невозможно. Как пояснили в комитете, многие объекты ещё находятся на стадии исследования и не обозначены на местности. Поэтому проектировщиками была нанесена лишь предварительная трасса.
По итогам наработок проектного института по выбору трассы и в связи с необходимостью археологического обследования 8 августа в Восточных электрических сетях был проведён тендер по выбору исполнителя, победителем признан Иркутский государственный технический университет. Изучив предварительную трассу, специалисты ИрГТУ вынесли решение, что данная территория перенасыщена объектами культурного наследия. Причём результаты исследования показали, что проводить спасательные работы в объёме 600 тыс. руб. нужно было практически в начале трассы, на месте первой анкерной угловой опоры. А это значительно отодвигало сроки начала строительства.
8 августа 2006 года состоялся совместный выезд с участием представителей заказчика, местной администрации, проектного института, подрядной организации, комитета по охране объектов культурного наследия Иркутской области и представителя ИрГТУ для совместного принятия решения по корректировке трассы ВЛ и возможных мест установки опор.
«Прежде всего, было необходимо настроить всех и организовать, чтобы выполнить эту задачу, — поясняет Валерий Кондратьев. — Практически с каждым участником проекта велись переговоры: и с проектировщиками, и со строителями, и с комитетом, и с местной администрацией. В конце концов мы пришли к мнению, что необходимо собраться, выехать на место и там найти выход из сложившейся ситуации. В результате были определены зоны, в пределах которых могут беспрепятственно производиться работы по строительству линии. А в зонах, насыщенных захоронениями и древними стоянками, будут проведены исследовательские работы и оконтуривание памятников».
Первоначально намеченную трассу пришлось изменить, хотя на ней уже прошли изыскатели и вынесли центры опор. Каждый центр опор определялся по документам археологов, так были пройдены первые 6 км. Ситуацию на первом участке удалось изменить, переместив опору. Это позволило избежать проведения спасательных работ.
«Таким образом, проблему на сегодняшний день мы разрешили, задержек нет. Строительство идёт полным ходом, уже установлена первая опора, и есть все предпосылки при согласованной совместной работе эффективно использовать капитальные вложения и, возможно, перевыполнить годовую программу», — подводит итог директор Восточных электрических сетей.