Бюджет разочарований
Третья неделя сентября прошла в Иркутской области под знаком бюджетных разочарований. Как оказалась, областная казна «глубоко дефицитна». Вследствие чего администрация предлагает не только не повышать с 1 октября заработную плату бюджетникам на 11%, но и впервые за последние 14 лет провести секвестирование расходов казны на 5%. Ответная реакция профсоюзов последовала незамедлительно — они пообещали выйти в пикеты.
Проект изменений в бюджет текущего года обсуждался на нескольких комитетах ЗС и экспертном общественном совете при парламенте. Доходы областного бюджета увеличиваются на 1,4 млрд. рублей и составят теперь 32, 9 млрд., расходы — на 1,5 млрд. (36,1 млрд.). Как пояснил «Конкуренту» заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Вячеслав Дормидонов, в процентном соотношении дефицит остался тем же — 11,9%, а вот в абсолютном увеличился на 99,6 млн. рублей и составил 3,18 млрд. рублей. Как сообщает ИА «Сибирские новости», основная часть расходов — это межбюджетные трансферы и социальная политика. Администрация, как могла, позаботилась о бюджетниках — средства добавлены на повышение заработной платы с 1 мая (ранее средства были предусмотрены не в полном объёме). Но «потянуть» 11-процентное повышение, которое правительство наметило на осень, региональный бюджет уже не может, заявляют специалисты главного финансового управления. Областная организация профсоюзов пообещала отреагировать на дефицит серией пикетов.
[ title=»» pos=»abs» width=»40%»]
Изыскать средства на повышение зарплат бюджетникам можно, внимательно изучив бюджет. В нём появились расходы, необходимость которых при дефиците сомнительна, уверен аудитор. Например, более 16 млн. руб. дополнительно направлено на содержание администрации, а взаимодействие с Уральским федеральным округом стоит казне 4,8 млн. и так далее. Если сложить все эти расходы, то около 9% бюджетников области зарплату можно было повысить и при сегодняшнем дефиците.
Исполняющая обязанности начальника ГФУ Ирина Бондарева заявила, что администрация предлагает сократить расходы на 5%. Если ЗС согласится на этот шаг, это станет событием финансовой жизни региона, так как на протяжении последних 14 лет секвестирование бюджета не проводилось, отметил глава комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Геннадий Истомин. Между тем, по словам Бондаревой, в России сейчас только два субъекта имеют долги по заработной плате перед бюджетниками — Иркутская область и Хабаровский край. По первой статье зарплаты бюджетникам области должны около 46 млн. рублей, по второй — более 75 млн.
Секвестирование поможет сэкономить, по оценкам ГФУ, от 1 млрд. до 1,7 млрд. рублей (в основном за счёт сокращения расходов на капстроительство), которые и могут быть направлены на увеличение заработной платы. Вячеслав Дормидонов призывает смотреть на вещи трезво: «Денег на выплату зарплаты действительно нет — муниципальные бюджеты приняты на 6-7 месяцев максимум. Сборы по налогам неважные. Возможно, секвестирование действительно нужно. Но официального заключения КСП пока не выносила».
На повышение зарплаты до конца года требуется 374 млн. рублей. Эти деньги в бюджете не предусмотрены, заявляют чиновники. А федеральные трансферты до конца года ожидаются не более чем в 200 млн. рублей. Мэры городов, выступавшие на общественных слушаниях, не готовы к повышению зарплат. Принятие обязательств по увеличению жалования бюджетникам потребует от региона в 2007 году около 2 млрд. рублей. Так, председатель ассоциации МО Иркутской области Юрий Сюсин предложил подумать о том, как муниципалитеты будут готовиться к зиме, а с зарплатами повременить. Глава правового управления администрации Артём Кудашов тоже призвал не торопиться, так как правительство РФ пока не объявляло о 11-процентном повышении зарплат. А внесение этих расходов в бюджет региона до соответствующего шага со стороны федерации противоречит законам.
Между тем, по мнению Вячеслава Дормидонова, изыскать средства на повышение зарплат бюджетникам можно, внимательно изучив бюджет. В нём появились расходы, необходимость которых при дефиците сомнительна, уверен аудитор. На 7,5 млн. рублей увеличены расходы на содержание Агентства по госзаказу, на 5 млн. — департамента финансового контроля. Более 16 млн. направлено на расходы, «связанные с изменением структуры и содержанием администрации». 10,4 млн. — на капитальный ремонт зданий, находящихся в областной госсобственности, и на материальные расходы управления администрации по взаимодействию с Уральским федеральным округом — 4,8 млн. Если сложить все эти расходы, то около 9% бюджетников области зарплату можно было повысить и при сегодняшнем дефиците. На общественных слушаниях по бюджету Вячеслав Дормидонов попросил обосновать эти расходы, но ГФУ оказалось не готово.
Депутаты так и не сумели прийти к единому мнению и решили вернуться к обсуждению 25 сентября, после Байкальского экономического форума. На вопрос, будут ли областные власти направлять какие-либо письма в правительство и Госдуму по поводу критической ситуации с выплатой зар-плат, Геннадий Истомин ответил: «Возможно». Окончательно вопрос будет решён на сессии ЗС, которая по традиции состоится за пределами Иркутска — в Шелехове. Кстати, в новой редакции бюджета одновременно с увеличением расходов на ремонт зданий администрации были исключены расходы на реконструкцию зала заседаний ЗС. Повлияет ли этот маленький факт на настроения депутатов, покажет сессия.