издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Точка замерзания

Железнодорожники выдвигают жёсткие условия дебиторам

  • Автор: Анна Краснова

До начала отопительного сезона остались считанные дни. И уже сегодня понятно, что в Тайшете, Нижнеудинске и Северобайкальске сроки подключения к теплу и горячему водоснабжению будут отодвинуты на неопределённое время, поскольку местные власти так и не смогли прийти к взаимопониманию с железной дорогой, которой принадлежат теплоисточники, обслуживающие население и бюджетные предприятия этих территорий.

Долг Тайшетского городского поселения за тепло и горячую воду перед Восточно-Сибирской железной дорогой на настоящий момент составляет 28 миллионов рублей. От горячего водоснабжения жилой фонд, отапливаемый котельными, принадлежащими дороге, был отключён ещё в начале мая. Как раз по причине высокой задолженности. Однако с тех пор никаких реальных мер по возврату средств со стороны муниципалитета не предпринималось. Мэр Тайшета в отпуске, а его заместитель представителям дистанции гражданских сооружений ВСЖД в ответ на их требования говорит: «Платить ничего не будем, а вы никуда не денетесь, отопление подключите». Такую уверенность ему придаёт опыт прежних лет, когда ВСЖД, действительно, в ущерб своим интересам демонстрировала бесконечное долготерпение и из года в год дотировала местные бюджеты, чтобы не оставлять горожан без тепла в холодное время года.

На этот раз ситуация иная. ОАО «РЖД» выдвинуло всем дебиторам условие о полной оплате задолженности и не намерено отступать от заявленных требований ни на шаг. На столь решительные и крайние меры его вынуждает необратимый процесс разрастания долгов. Общий объём дебиторской задолженности за отпущенное тепло и коммунальные услуги на начало сентября составляет только по Иркутской области ни много ни мало 35,6 миллиона рублей. В Бурятии эта цифра приблизилась к 80 миллионам рублей. И деньги эти для железной дороги отнюдь не лишние.

Особенно остро проблема нехватки средств встала перед железнодорожниками именно сейчас, когда им самим приходится рассчитываться с поставщиками. «Нам необходимо завезти топливо для котельных, обеспечивающих теплом и горячей водой наши службы и местное население, заплатить за электроэнергию и воду, а финансовых ресурсов на эти цели мы не имеем», — говорит начальник службы гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения ОАО «ВСЖД» Анатолий Скляднев.

Акционерное общество не может выступать в качестве кредитной организации или заменять собой бюджет. Между тем привычка залезать в чужой карман настолько испортила государственных мужей, что порой они готовы идти на прямой обман. В середине лета ОАО «ВСЖД» выплатило 2 миллиона рублей за потребляемую воду коммунальной службе Нижнеудинска при условии, что эти деньги вернутся дороге в погашение задолженности коммунальщиков за теплоэнергию, составлявшей на тот момент около 6 миллионов рублей. По этому поводу было даже составлено гарантийное письмо на имя начальника Восточно-Сибирской железной дороги. Однако обещание, скреплённое подписью и печатью директора МУП «Нижнеудинское ЖКХ» г-на Дунаева, так и осталось невыполненным.

По сути, нарушив взятые на себя обязательства, руководитель ЖКХ обманул не столько железнодорожников, сколько своих же сограждан, которые теперь не смогут получить тепло вовремя. Тем более что для этого были все предпосылки. В конце августа мэрия изыскала-таки возможность погасить часть дебиторки в размере 2 млн. 180 тысяч рублей, и на сегодня у жилищно-коммунального хозяйства осталась бы лишь сравнительно небольшая сумма, которую было бы вполне реально собрать, чтобы полностью закрыть долги и начать в срок отопительный сезон.

На совещании у президента Бурятии Леонида Потапова представители ВСЖД заявили, что без полного погашения всех долгов подключение к теплоисточникам производиться не будет. Насколько и в какие сроки реально рассчитаться Северобайкальску, который задолжал 38 миллионов, вопрос открытый. Ответа на него не было получено ни от правительства республики, ни от её президента. Между тем за уголь, закупаемый в Бурятии, железнодорожники рассчитываются в полном объёме и точно по графику.

Заверения мэра города Владимира Бодрова начальнику ОАО «ВСЖД» Алексею Воротилкину о возврате средств так и остались заверениями: деньги на счета железнодорожной компании до сих пор не поступили. Городскую же жилищно-коммунальную службу — МУП ЖКЭ «Жилкоммунэнерго» — планируется ликвидировать как раз в преддверии холодов.

Подобная практика банкротств коммунальных хозяйств в настоящее время далеко не единична. ЖКХ банкротятся в расчёте на то, что таким образом им удастся избавиться от возврата денег кредиторам, намеренно затягивают процессы в арбитражных судах. И хотя, безусловно, от платы по счетам им всё равно не уйти, зачастую так называемая «конкурсная масса», средства от продажи которой идут на погашение, — это всего-то «стул да пепельница», а самих денег можно ждать годами (по-видимому, для недобросовестных плательщиков слова «долг» и «долго» имеют родственное значение).

Позицию, занимаемую муниципальными чиновниками в отношении железной дороги, ещё раз подтвердил первый заместитель главы администрации Тайшета Валентин Тиряев: «Непосредственным должником перед ВСЖД является МУП «Тайшетское коммунальное хозяйство», на котором с 2003 года была введена процедура банкротства. В настоящее время она проходит последнюю стадию — конкурсное производство. ВСЖД должна была своевременно через арбитражный суд взыскать долг с МУП «ТКХ». Сейчас на его базе работают несколько частных компаний, у которых нет долгов перед дорогой. Поэтому предприятие обязано вовремя подключить город к теплу».

Вот так и получается, что муниципалитет ничего не должен и не отвечает за своё коммунальное хозяйство, а железная дорога сама виновата, что ничего с банкрота взять не может. Что касается частных предприятий, то долгов у них и не может быть, поскольку ВСЖД с ними договоры не заключала. Да и как можно вступать в договорные отношения с предприятиями, учредителями которых являются те же лица, которые успешно обанкротили МУП «ТКХ». Что, наступать на те же грабли?

«Отчаяние железнодорожников достигло предела, и они уже через правоохранительные структуры пытаются инициировать привлечение к уголовной ответственности руководство МУП ЖКХ города Нижнеудинска за нецелевое использование бюджетных средств. Такая же мера должна быть применена в Тайшете и Северобайкальске», — считает Анатолий Скляднев.

Тем не менее, кроме наказания виновных, необходимо ещё и урегулировать вопрос с неплатежами. Муниципальным властям придётся осознать, что возврата к прежним временам уже не будет никогда. Понятно, никто не сможет в одночасье погасить огромную дебиторскую задолженность, однако если всё-таки найти разумный компромисс и договориться о графиках погашения, проблему можно будет сдвинуть с «точки замерзания». Тем более что она не за горами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры