В поисках героя
В рамках Байкальского экономического форума, открытие которого произойдёт буквально на днях, задумано немало интересного. Форум всегда представлял собой компромисс между полезным, интересным и забавным, причём последнего всегда было больше (особенно если смотреть в контексте соотношения приглашённых Очень Важных Персон и прибывших на мероприятие по факту). Как обычно, пленарное заседание и конференции обрамлены событиями поменьше.
Некоторые из мероприятий стартуют уже сегодня, как, например, международный молодёжный фестиваль «Байкальский меридиан». Программа фестиваля пестра, как бабушкин коврик из разноцветных лоскутков: праздник народных игр, туристическая эстафета, концерт и фестиваль ди-джеев. Но одними приключениями тела молодые участники фестиваля не удовольствуются: намечено провести мастер-классы и творческие мастерские по разработке молодёжных проектов, а также «круглые столы» по таким животрепещущим темам, как «Развитие международного молодёжного сотрудничества стран АТР» и «Герой нашего времени: миф или реальность».
Вот на герое нашего времени позвольте остановиться подробнее. Едва ли Михаил Юрьевич, гениальный поэт и поручик лейб-гвардии его величества гусарского полка, предполагал, что его попытка укоренить в русской литературе байронизм приведёт к таким далеко идущим последствиям. Потомки не только умудрились растерять горькую иронию, вложенную автором в название романа, но и, кажется, пытаются всерьёз найти среди своих современников нового кандидата в Печорины. Может быть, они вслед за «неистовым Виссарионом» увидели в нём «силу духа и могущество воли»? Но оставим иронию: путешествующих по «Байкальскому меридиану» не интересует сумрачный образ. Скорее, их беспокоит отсутствие в нашей жизни подлинного идеала, который смог бы увлечь к высотам духа нынешнюю молодёжь, изрядно уже утомлённую алкоголем и лёгкими наркотиками.
В самом деле, оглянувшись вокруг, мы не увидим образцов, достойных для подражания. Мы не найдём их ни на эстраде, ни в современной прозе, ни в перечне кинокартин, которые за последние годы снискали славу и популярность. Правда, кино, как ремесло, наиболее чутко реагирующее на конъюнктуру дня, уже подстроилось под новую реальность. Брутальные бандиты, столь популярные недавно, уже отправились в утиль, а их сменили обаятельные спецназовцы, которые с суровой улыбкой на каменных скулах умирают и убивают во славу чего-то, что они сегодня считают долгом. Но, положа руку на сердце, многие жаждут такого идеала для собственного, не плакатного, потомства? Увы. Опросы, которые регулярно проводит Всероссийский центр общественного мнения, убедительно показывают, что в мозгу у среднестатистического россиянина есть совершенно иные критерии успешности, нежели каменные мышцы и автомат Калашникова. Как и во всём мире, признаками престижа и общественного статуса большинство россиян считает хорошее жильё (55%), возможность дать своим детям качественное образование (37%) и обладание автомобилем (27%). А кроме того, ещё возможность провести отпуск за границей, получить хорошее медицинское обслуживание, приобрести недвижимость за рубежом и загородный дом. Вот такой негеройский получается образ: состоятельный человек с квартирой, с хорошими керамическими зубами и счётом в банке.
Немудрено, что этот персонаж не очень нравится чиновникам, которые отвечают за патриотическое воспитание. Недавно в муках даже была рождена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2006 — 2010 годы», которая не без лукавства увязывает патриотизм с появлением у молодёжи «мировоззренческих установок на готовность к защите Отечества». Ну, что тут сказать? «Что толку из мальчишки, если он одарён большими интеллектуальными способностями, но в конечном итоге оказывается слабым, безнадёжно колеблющимся и нерешительным, нерадивым? Мы-то ведь представляем себе идеал юноши из хорошей семьи с прекрасными наследственными данными, физически крепкого, мужественного, духовно богатого и живого». Разве не так? Ах, простите, цитатка-то вышла не к месту… Это, кстати, фрагмент из речи, произнесённой обергруппенфюрером СС Августом Хайсмаером, возглавлявшим NPEA — нацистскую систему политического образования, на новогоднем собрании в Гамбурге в 1941 году. Вот уж пример исполнительного чиновника, системно занимавшегося патриотическим воспитанием…
Как мы убедились, в поисках героя нашего времени можно незаметно зайти очень далеко. Так далеко, что идеал среднестатистического россиянина покажется нам вполне привлекательным, несмотря на всю свою мещанскую гламурность. В конце концов, именно такие благополучные, аморфные люди вытянули в своё время свою страну из пропасти, куда её сбросили физически крепкие юноши из хороших семей, усердно посещавшие хайсмаеровские школы.