Растительная явь
Ландшафтный дизайн — это не роскошь, а средство создания для заказчика комфортной среды обитания, утверждают региональные дизайнеры, работающие на земле. Хотя мода на красивую растительную жизнь докатилась до Восточной Сибири почти 10 лет назад, настоящих профессионалов в этом деле — единицы. Но даже они успевают за короткое лето справиться со всеми заказами, обычно у одного дизайнера их не больше пяти-шести. Несмотря на дефицит потенциальных заказчиков, садовые архитекторы с оптимизмом смотрят в будущее и отмечают, что иркутяне устали от подражательства и экзотики, поэтому стремятся к индивидуальному и максимально простому.
Cовременный ландшафтный дизайн, существующий в Европе несколько десятков лет, сделал первые робкие шаги в России после перестройки. В 1994-1995 годах он был на слуху у московской бизнес- и политической элиты, которая активно застраивала пригород собственными коттеджами и особняками. Тогда стало понятным, что банального благоустройства — прокладки коммуникаций и мощения дорожек — для роскошной жизни будет недостаточно. Относительно того, когда ландшафтный дизайн появился в Иркутской области, мнения опрошенных «Конкурентом» дизайнеров разошлись. Назывались разные даты, начиная с 1995 и заканчивая 1997 годом. Дипломированных дизайнеров в России готовят всего три вуза: Московский архитектурный институт, Лесотехническая академия и Санкт-Петербургская архитектурная академия. Иркутские дизайнеры в основном заканчивают специальные курсы, которые проводятся зимой.
[ title=»» pos=»abs» width=»40%»]
Благоустройство территории в 15 соток — создание дорожно-тропиночной сети, газонов, беседка, рокарии, альпийские горки и водоёмы — обходится в сумму от 800 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей. При этом половина суммы может уйти на восстановление почвы, ещё 25% — на приобретение саженцев.
Если верить телефонному справочнику, в Иркутской области ландшафтным дизайном занимаются примерно 30 компаний. Но реально работают около десятка, утверждают участники рынка. «Многие компании появляются, а потом бесследно исчезают, — говорит генеральный директор ЗАО «Колор-Дизайн» Владимир Иванов. — Для этого бизнеса характерна ярко выраженная сезонность — за лето нужно выполнить столько заказов, чтобы прожить ещё и зиму». Для оставшихся на плаву проблема качества зачастую является основной. По мнению представителя Иркутской региональной организации Союза архитекторов России Оксаны Костюченко, держать профессиональную планку удаётся всего трём-четырём компаниям. «Непрофессионалы отбивают желание обращаться в фирмы, — добавляет генеральный директор Центра ландшафтного дизайна «Газоны Сибири» Галина Викулова. — Есть люди, которые говорят: «Моя жена не может слышать слова «ландшафтный дизайнер»: они три года делали, а результат, мягко говоря, оставляет желать лучшего». Картину портят и так называемые гастарбайтеры, которые строят коттеджи, а потом предлагают заказчикам посадить газоны и сделать беседки. Собеседники признаются, что им приходится частенько переделывать участки после того, как там потрудились дизайнеры из Средней Азии.
В зоне ландшафтного дизайна в Иркутском районе — микрорайон Молодёжный и Байкальский тракт вплоть до посёлка Листвянка. Хорошо зарекомендовавшие себя компании выполняют в год всего несколько заказов. Основными заказчиками являются обеспеченные люди, которые в состоянии оплатить услуги дизайнера и расходы на воплощение задуманного.
В последнее время мнение о том, что ландшафтный дизайн — привилегия богатых, уже не так актуально. Появились так называемые «долгоиграющие клиенты». К примеру, они делают вложения в зону отдыха: в первый год оформляют беседку, во второй — водоём, и так далее. «Один из клиентов каждый год докупал по одному участку по Байкальскому тракту. Последний участок был предназначен для собак. Он попросил сделать им городок, тропы и водоёмы», — рассказала Галина Викулова. Она подчеркнула, что жить красиво хотят обладатели не только коттеджей, но и дач размером в шесть соток. «Ландшафтный дизайн — отношение человека к земле, а не вопрос денег», — говорит Оксана Костюченко. Хотя добавляет, что оформление участка возле дома может обойтись в ту же сумму, что и сам коттедж. Владимир Иванов отметил, что благоустройство территории в 15 соток — создание дорожно-тропиночной сети, газонов, беседка, рокарии, альпийские горки и водоёмы — обходится в сумму от 800 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей. При этом половина суммы может уйти на восстановление почвы, ещё 25% — на приобретение саженцев.
На создание проекта будущего участка обычно приходится 10% затрат. Проект, который включает в себя генплан, дендроплан, разбивочный и посадочный чертежи, системы дренажа и полива, стоит от 1,3 до 2,5 тыс. рублей за сотку, в зависимости от квалификации дизайнера. «Я настоятельно рекомендую не отказываться от проекта, — говорит ландшафтный дизайнер Виктор Олюнин. — Он помогает спланировать бюджеты в дальнейшем. Кроме того, проект никогда не устареет, ведь он разрабатывается для конкретного человека». Эта стадия создания участка считается одной из самых интимных, ведь художник должен почувствовать заказчика, чтобы сделать именно тот сад, который ему нужен.
В среднем на реализацию одного проекта уходит несколько месяцев. Поэтому некоторые дизайнеры считают программу «Растительная жизнь» вредной для заказчиков, ведь там всё делается за один день. Так не бывает, говорят собеседники. И добавляют, что иногда приходится ждать несколько лет до того времени, когда наступит «декоративный эффект» — деревья достигнут максимального роста, на них появятся плоды, а цветы зацветут.
В оформлении участков сейчас актуален классический стиль, который предполагает наличие тропинок, газонов и водоёмов. Последние являются самыми затратными — расходы могут составить до 20 тыс. рублей за квадратный метр зеркала поверхности. Часто пруд совмещается с альпийской горкой, стоимость которой составляет от 5 до 10 тыс. рублей за 1 кв. метр, говорит Виктор Олюнин. Оксана Костюченко отметила, что многие хотят оформить участок в стиле кантри — это большие вазы и подсолнухи. Японский стиль более аскетичен, его выдают газон, беседка, пруды и, конечно же, сад камней. Ландшафтный дизайнер Светлана Муравьёва рассказала, что популярными материалами являются металл и стекло. А среди крупноцветов востребованы деревья, которые хорошо адаптируются в Сибири: калины, клёны, чубушники, рододендроны. Последним писком ландшафтного дизайна во всей Европе являются дома и другие постройки, крыша которых покрыта мхом. Одной из модных тенденций стало размещение возле дома спортивной площадки, которую зимой можно превратить в каток.
«Радует то, что заказчики отказываются от подражательства, — говорит Виктор Олюнин. —
[ title=»» pos=»abs» width=»40%»]
На создание проекта будущего участка обычно приходится 10% затрат. Проект, который включает в себя генплан, дендроплан, разбивочный и посадочный чертежи, системы дренажа и полива, стоит от 1,3 до 2,5 тыс. рублей за сотку, в зависимости от квалификации дизайнера.
Раньше все смотрели на Москву. Одно время там была мода на голубятни, наши тоже захотели голубятни. Некоторые до сих пор приезжают из столицы и говорят, что хотели бы поставить на чердаке бутафорский пулемёт». Дизайнер считает положительной тенденцией то, что заказчики начали отказываться от экзотических растений в пользу природного стиля, сейчас его предпочитают 40% клиентов. «Решающим фактором при выборе растений для сада является то, кто будет ухаживать за садом — либо профессиональный садовник, либо сам заказчик, — говорит Галина Викулова. — Многие не отдают себе отчёта в том, что уход за садом — тяжёлый труд: газон нужно подстригать раз в четыре дня, а сорняки растут ещё быстрее. Я всегда говорю клиентам, что с завершением проекта по дизайну их вложения только начинаются». Она отмечает, что не все готовы нанимать профессиональных садовников, первые клиенты даже заявляли, что будут косить газоны косой.
За последние девять лет в ландшафтном дизайне Иркутской области произошли качественные изменения, утверждает Оксана Костюченко. Работы наших дизайнеров ничуть не хуже, чем у коллег из Москвы, несмотря на то, что им приходится работать в непростых условиях: сложный климат, отсутствие посадочного материала и питомников. Галина Викулова считает, что сейчас это направление в регионе развито слабо. «Пока основные силы и финансы направлены в строительство домов. Но в ближайшие три-пять лет востребованность ландшафтных дизайнеров будет расти», — уверена она. Виктор Олюнин убеждён, что ландшафтный дизайн придёт в город. Он считает, что в Сибири есть самое необходимое для бурного развития ландшафтного дизайна — динамика и сезонная ритмика. «Да и уже есть что показать», — улыбается он.