Нефтяная лихорадка
Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) стало для Иркутской области входным билетом в нефтяную отрасль и главным событием региональной экономики последних лет. К месту старта ВСТО поспешили видные и не очень игроки. Покупая место у трубы, они не жалеют денег, подстёгивая цены на запасы, будто стремясь соответствовать самому дорогому отечественному инфраструктурному проекту, стоимость которого заявляется в сумме 11,5 млрд. долларов. В течение года на приобретение сырьевых активов на территории Приангарья нефтяники уже потратили около 1 млрд. долларов. За этот период цены на запасы нефти подскочили с 1,5-2 долларов за баррель до 3-4. Эксперты сходятся во мнении, что влияет на это не столько мировая цена на нефть, сколько планы создать в Восточной Сибири инфраструктуру для транспорта сырья и отчасти решение государства компенсировать затраты компаний за счёт пятнадцатилетних каникул по уплате налога на полезные ископаемые. Тон в ценовой гонке задаёт нефтяная компания «Роснефть», контролируемая государством. Именно ею поставлены самые громкие рекорды. Вероятно, ею будет преодолена ценовая планка, установленная в среду губернатором Иркутской области Александром Тишаниным.
Старт гонки за иркутской нефтью был дан 16 декабря 2005 года. Тогда после четырёхлетнего перерыва в регионе были проданы лицензии на месторождения углеводородного сырья. На аукционе в Иркутске была предложена неслыханная цена за потенциально перспективное месторождение.
Иркутск — родина рекорда
Восточно-Сугдинский участок недр, расположенный в ста километрах от самого крупного в Восточной Сибири Верхнечонского месторождения, ушёл с молотка за 7,47 млрд. рублей. Стартовый платёж был перекрыт в 25 раз.
Счастливым обладателем лицензии стала государственная компания «Роснефть». Победа в аукционе ещё сильнее приблизила её к статусу второй по объёмам заимствований. На тот момент общая сумма долгов Роснефти уже составляла 18,6 млрд. долларов. В аукционе по продаже лицензии на Восточную Сугду определились ключевые соперники в борьбе за углеводородные активы Приангарья: Роснефть, Сургутнефтегаз и Газ-пром, участвовавший в аукционе через купленную незадолго Сибнефть.
В то же время победа Роснефти была ожидаемой. Разработка Восточной Сугды более рентабельна совместно с Верхнечонским нефтегазовым месторождением. К тому времени Роснефть купила у «Интерроса» за 260 млн. долларов блокирующий пакет акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ). Став, таким образом, партнёром ОАО «ТНК-ВР», контролирующего 62% ВЧНГ, в компании пообещали купить ещё и 11% акций за 2 млрд. рублей у другого акционера — администрации Иркутской области.
Стимул трубой
Ожидается, что к 2020 году из Восточной Сибири должно прокачиваться от 50 до 80 млн. тонн нефти в год. Пока таких запасов у нас нет. Иркутская область имеет очень хороший потенциал, однако для того, чтобы потенциал превратился в утверждённые запасы, необходимо вкладывать деньги в геологоразведку. Для прокачки 80 млн. тонн нефти ежегодно на балансе нефтяных компаний должно находиться не менее 2 млрд. тонн.
По оценкам специалистов, значительную их часть сможет обеспечить Иркутская область. Около трети всей территории региона является перспективной с точки зрения нефтяной геологоразведки, отметили в Иркутскнедра. На сегодняшний день разведано и поставлено на баланс не более 12% потенциальных ресурсов. К примеру, доказанные извлекаемые запасы нефти на всех открытых месторождениях Иркутской области оцениваются в 294 млн. тонн, а объём добычи в прошлом году составил 167,4 тыс. тонн.
Чтобы обеспечить заполнение трубы, федеральные власти с 1 января 2007 года освободили нефтяников от уплаты налога на добычу полезных ископаемых на новом месторождении на 15 лет. Эксперты допускают, что именно этот факт заставляет компании переплачивать на аукционах сейчас в надежде оправдать свои затраты в будущем. Хотя представители нефтяных компаний признают, что цена на участки обусловлена банальным дефицитом сырьевых активов: в стране очень долго не продавали новые нефтяные месторождения. «Дешёвых месторождений, увы, не осталось», — констатировал представитель одной из крупных российских нефтяных компаний.
Победное шествие Роснефти
Ещё одной из причин, влияющих на ценовую ситуацию, ряд экспертов называет стремление государственной Роснефти занять доминирующее положение в интересном, с точки зрения запасов углеводородов, регионе. Компания продолжает активно наращивать свои ресурсные запасы на территории Иркутской области. Начиная с декабря она купила пять нефтегазовых участков, затратив на это 12,46 млрд. рублей.
В своё время президент Сургутнефтегаза Владимир Богданов заявил журналистам о том, что его компания готовится потратить на приобретение и освоение месторождений в Восточной Сибири 10 млрд. долларов. Но пока основным активом СНГ остаётся купленное три года назад Талаканское месторождение на юге Якутии, расположенное в ста километрах от Верхнечонского. Самой богатой нефтяной компании, соперничающей с Роснефтью в ходе шести аукционов, удалось купить в Иркутской области лишь два нефтегазовых участка, потратив 1,3 млрд. рублей. В остальных случаях представители Сургутнефтегаза пасовали, аргументируя это тем, что активы переоценены.
Количество больших игроков в дележе иркутских углеводородов ограничено. Казалось бы, закономерное появление на аукционах уже давно имеющей бизнес в регионе ТНК-ВР так и не состоялось. Крупнейший акционер ОАО «РУСИА Петролеум»(62% акций принадлежит ОАО «ТНК-ВР»), владеющего лицензией на уникальное Ковыктинское месторождение природного газа с запасами 2 трлн. куб.м, счёл участие в торгах бесперспективным для себя, без борьбы отдав первенство своему новоиспечённому стратегическому партнёру по ВЧНГ.
Последним приобретением Роснефти стал Даниловский участок с ресурсными запасами 70,7 млн. тонн нефти. Компания купила его за 1,26 млрд. рублей, в то время как стартовая цена составляла лишь 50 млн. рублей.
Скрытый потенциал
В среду стало ясно, что верхняя ценовая планка нефтяных запасов Восточной Сибири будет преодолена. Губернатор назвал новую цену 11,26% акций «Верхнечонскнефтегаза», по которой, с его точки зрения, этот актив должен быть продан. По словам Александра Тишанина, она составляет не 76 млн. долларов, как заявлялось ранее, а 140 млн. долларов. Акции принадлежат ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания», которой на паритетах владеют администрация и ОАО «ТНК-ВР». В июне аукцион был признан несостоявшимся. В ходе почти детективной истории победитель так и не был выбран. Борьба тогда развернулась между ТНК-ВР и Роснефтью. Обе компании предложили цену за пакет в пределах 2,4 млрд. рублей с разницей в 56 млн. рублей.
По просьбе «Конкурента» аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев пересчитал стоимость запасов ВЧНГ, исходя из последних аукционных торгов на месторождения. Получилось, что 11,26% акций вполне могут быть оценены в 127 млн. долларов. Сумма, близкая к обозначенной губернатором. Однако интересен этот актив может быть лишь акционерам — ТНК-ВР и Роснефти. Ведь особых прав по управлению ВЧНГ он не даёт. «Трудно судить, чем руководствовались власти, назначая цену. Конечно, за год цены выросли. Но, возможно, истинной причиной стал дефицит бюджета», — сказал аналитик ИГ «Регион» Валерий Вайсберг. Между тем другой наш собеседник предположил, что пакет будет куплен и по большей цене, порядка 150 млн. долларов. «И, вероятнее всего, покупателем станет Роснефть, ТНК-ВР не пойдёт на обострение отношений с государственной компанией», — отметил он.
Сырьевая мозаика
Однако говорить о том, что иным игрокам невозможно приобщиться к молодой иркутской нефтянке, было бы ошибочно. В апреле зарегистрированная на Кипре Urals Energy Public Company Limited (UEN) заявила о приобретении за 148 млн. долларов ООО «Дулисьма», владеющего лицензией на разработку Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения с запасами 2,3 млн. тонн нефти и 64,8 млрд. куб.м газа и расположенного недалеко от предполагаемого маршрута ВСТО.
1 августа в иркутском нефтяном пасьянсе появилась самая настоящая «тёмная лошадка» — ООО «Нефтехимресурс», которое является дочерним предприятием компании «Росшина». Ему достался Западно-Усть-Кутский участок с потенциальными запасами 3 млн. тонн нефти и 12 млрд. куб. м газа. Генеральный директор ООО «Нефтехимресурс» Виктор Соловьёв отказался сообщить журналистам, с какой целью его компания купила Западно-Усть-Кутский участок, заплатив за него 137,5 млн. рублей. Покупка, вероятно, была сделана в интересах третьих лиц.
Среди региональных игроков удача улыбалась ООО «Иркутская нефтяная компания» (ИНК), которое через дочерние компании ОАО «Усть-КутНефтегаз» и НК «Данилово» эксплуатирует Ярактинское, Марковское и Даниловское месторождения на севере области. На последнем аукционе компания купила Большетирский участок за 346,5 млн. рублей и Западно-Ярактинский за 211,2 млн. А в декабре ИНК стала обладателем Аянского участка и Аянского месторождения газа, купив эти активы за 480 млн. рублей.
В целом затраты региональной компании на покупку новых активов оказались вполне сопоставимы с инвестициями тяжеловеса — Сургутнефтегаза. Между тем эксперты обращают внимание на то, что ресурсная база ИНК, в том числе и последние приобретения, заложена в основу газпромовской программы газификации Иркутской области. Правда, в компании предпочитают не распространяться об источниках финансирования сделок. Аналитики полагают, что пришло время и Газпрому заявить о сырьевых интересах в Иркутском регионе. На сегодняшний день газовый монополист владеет только двумя лицензиями на участки недр, расположенных вблизи Ковыктинского ГКМ.
На покупку сырьевых активов в Иркутской области за последний год нефтяные компании уже потратили порядка 1 млрд. долларов. До конца года на торги будут выставлены без малого ещё 20 участков. Семь из них, расположенные вблизи крупнейших иркутских месторождений углеводородного сырья — Ковыктинского газоконденсатного и Верхнечонского, продадут в конце сентября. Но нефтяным компаниям денег и желания выйти на новый перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона, похоже, будет недостаточно. Пока для того, чтобы «получить прописку» у ВСТО, надо иметь господдержку.