О врагах. Как «унутренних», так и «унешних»
В давние седые времена, датированные второй половиной 19-го — ранним рассветом 20-го века, каждый городовой, не говоря уже о более высоких чинах, твёрдо знал: «унутренний» враг России — это р-р-революционер, жид и студент. Враг «унешний» менялся в соответствии со складывающейся международной обстановкой, потому всякий раз бывал конкретен.
Великая Октябрьская социалистическая революция, через колено переломившая прежний строй, спровоцировавшая кровь гражданской войны, на корню изменила государственный уклад. Но понятие «ВРАГ» не только не вычеркнула из своих святцев, а, наоборот, постаралась глубже внедрить его в массовое сознание. Просто так — на всякий случай. Который каждый раз очень кстати подворачивался, помогая сплочению строителей нового мира. В двадцатых годах над колоннами демонстрантов не только возвышались портреты любимых и мудрых вождей, но и кувыркались воздушные шарики, размалёванные подо всяких там «чемберленов» и прочих нелюдей. В конце сороковых (это уже из моего детства) везде маячили огромные панно, с которых «кровавая клика Тито — Ранковича» грозила всем окровавленным топором. Что до «унутренних», то они, временно утратив свою социально-национальную индивидуальность, обернулись врагами трудового народа, коим несть было числа.
Но вот и та страница летописи нашего с вами отечества перевёрнута. И всё или почти всё началось с чистого листа. Новые цели, новые герои, новые хозяева жизни, новые идеалы. Только главный миф, опираясь на который так легко водить за нос наивную, не отягощённую знаниями, но падкую на звонкий лозунг массовку, остался старым: Россия по-прежнему на осадном положении; враги, как «унешние», так и «унутренние», только ждут своего часа, чтобы, стерев страну с лица земли, развеять по ветру её прах. Толпа податлива на любую сказку: чем страшней, тем желаннее она и слаще. Ну а что до «технологии» её внедрения в людскую толчею, то нет ничего проще.
Говорят, не далее как неделю назад в Иркутске при стечении народа и общем одобрении было предано огню чучело «ВРАГА РОССИИ». Так эффектно завершилось действо, организованное комитетом по молодёжной политике областной администрации. Замысел у вожаков юной смены был самый благородный: достойно отметить День Российского флага, лишний раз напомнив о «собственной гордости», обязанной питать гражданские чувства ещё не искушённых в политике сердец. Мероприятие, широко проанонсированное в эфире, оказалось шаблонно типовым: шествие, состязания, громогласный рок. Наособицу должен был быть срежессирован только последний акт мистерии — костёр, испепеливший «ВРАГА».
Кто подсказал воспитателям идею невсамделишной, но с глубоким подтекстом «казни» (старшие ли товарищи по партии, политтехнологи ли местного разлива?) — не суть важно. Возможно, что и вовсе весь сценарий с его искромётным заключительным аккордом родился в Центре социальных информационных услуг для молодёжи, тесно связанном с областным комитетом. А комитетчики просто поставили галочку в списке проведённых акций. Какая разница? Мне лично даже не интересно, на кого был похож приговорённый к казни. На «лицо кавказской национальности», на масона с крючковатым носом, на лоснящегося от жира «дерьмократа» или на чванливого зазнавшегося янки? Цель была достигнута: одной каплей яда в идейном хлебове стало больше…
…Между прочим, в День Российского флага, 22 августа, нигде, кроме как на административных зданиях, триколора не было видно. И приобрести его крохотные копии, чтобы приколоть к одежде, или взять в руки, или прикрепить к ветровому стеклу машины, было негде. Зато чучело «ВРАГА РОССИИ» предали огню.
Стало легче?